Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:17 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 63,90 Продажа 63,90 EUR НАЛ. 64,20 68,70 В Москве в условиях гололеда произошло 900 ДТП за сутки Общество, 10:54 Президент Южной Кореи назвала срок своего ухода в отставку Политика, 10:49 Легионер «Зенита» перейдет в другую команду в январе Спорт, 10:43 СМИ узнали о несогласии министерств с проектом антимонопольной стратегии Экономика, 10:41 Минэнерго подтвердило участие Новака во встрече с ОПЕК 10 декабря Политика, 10:36 МВД рассказало об угрожавшем взрывом мужчине в московском банке Общество, 10:31 Сеть «Кофе Хауз» начала развиваться по франшизе Бизнес, 10:10 Российская модель здравоохранения сравнялась с нигерийской Политика, 09:28 СКР установил причастных к обстрелам территории России украинских военных Политика, 09:24 Экономически успешные субъекты России получили 5 млрд руб. дотаций Экономика, 09:24 Деньги в вагонах: как группа ИСТ создала прибыльный завод с нуля Бизнес, 09:00 Правительство установило квоты на иностранных работников на 2017 год Экономика, 08:58 Путин утвердил доктрину информационной безопасности России Политика, 08:36 У Василия Анисимова обнаружился еще один алкогольный бизнес Бизнес, 08:35 СМИ узнали о трех возможных причинах падения Су-33 с «Адмирала Кузнецова» Политика, 08:27 Эрдоган ратифицировал соглашение с Россией по «Турецкому потоку» Политика, 08:27 Выборщик из Техаса отказался отдавать свой голос за Трампа Политика, 07:24 Правозащитники рассказали о нежелании России принимать беженцев из Сирии Политика, 07:09 Керри рассказал о встрече с советскими солдатами в детстве Политика, 07:02 Байден заявил о планах баллотироваться в президенты США в 2020 году Политика, 06:56 СМИ узнали о планах снизить беспошлиный порог для онлайн-покупок до €500 Экономика, 06:02 Минобороны осудило Красный Крест за его реакцию на гибель врачей в Алеппо Политика, 05:53 США заявили о попытке успокоить Китай после звонка Трампа лидеру Тайваня Политика, 05:02 Китай призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе ООН Политика, 04:12 Кириенко признал проблемы с законом об иноагентах на встрече с СПЧ Политика, 03:48 YouTube, Facebook и Twitter объединились для борьбы с терроризмом Технологии и медиа, 03:35 Британия отправила фрегат следить за «Вице-адмиралом Кулаковым» Политика, 03:06
20 мар 2015, 20:30
Роман Асанкин
АвтоВАЗ решил выкупить бизнес своего главного поставщика
Фото: Getty Images
АвтоВАЗ может выкупить часть бизнеса своего крупнейшего поставщика автокомпонентов – холдинга ОАТ. По его вине в октябре 2014 года четыре дня стоял сборочный конвейер Kalina и Granta

Подготовка сделки​​

АвтоВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), рассказали РБК четыре источника, близких к готовящейся сделке. Соглашения о намерениях о сделке АвтоВАЗа и ОАТ планируют подписать в понедельник-вторник, говорят два источника РБК. Тольяттинскому автопроизводителю может перейти 99% ЗАО «Мотор-Супер» (Тольятти), 40% ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ, Ульяновская область), 25% ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» (СМЗ, Пензенская область), 20% ОАО «ОСВАР» (Владимирская область), 15% «Росавтопласт» (Тольятти) и 10% «Вазинтерсервис» (ВИС, Тольятти), говорит один из собеседников РБК. Второй источник сообщил, что окончательная схема сделки пока не утверждена. На АвтоВАЗе на запрос РБК не ответили. Представитель «Ростеха» возможность сделки комментировать не стал.

ОАТ — крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа. Под управлением группы находятся 13 предприятий в пяти регионах России. На них, по данным самой группы, изготавливается более 4 тыс. наименований деталей, которые стоят во всех моделях АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также в автомобилях Nissan Almera, Teana, X-Trail, Renault Largus, Sandero и «КамАЗ». По данным СПАРК, выручка в 2013 году — 137,5 млрд руб., чистая прибыль — 56 млн руб.

Акционеры ОАТ не раскрываются. Источник, близкий к ОАТ, утверждает, что холдинг полностью подконтролен госкорпорации «Ростех». Представитель «Ростеха» подтвердил РБК, что госкорпорация через входящую в нее компанию «Оборонпром» владеет долей в ОАТ, но размер этой доли не назвал.

По информации одного из собеседников РБК, знакомых с деталями готовящейся сделки, в собственность АвтоВАЗа также может перейти 100% совместного предприятия CIMOS-ZKS, учредителями которого являются тольяттинское ООО «Завод климатических систем» (ЗКС, пять лет назад на него приходилось около 70% поставок кондиционеров АвтоВАЗу) и словенская компания СIMOS d.d. Получить комментарии в CIMOS-ZKS не удалось: на телефонные звонки и письма не отвечали. В СIMOS d.d. на запрос не ответили. По данным СПАРК, в 2014 году 100% CIMOS-ZKS принадлежало кипрской Lada International.

Источники РБК говорят, что сделка неденежная: АвтоВАЗ получит актив через внесение в уставный капитал компаний, входящих в ОАТ, принадлежащего автозаводу оборудования, которое сейчас находится у этих компаний в аренде. Также в счет сделки может пойти заем, который АвтоВАЗ предоставил ОАТ на пополнение оборотного капитала в конце 2014 года — это около 2 млрд руб., полагает один из собеседников.

В пятницу заявление на увольнение написали гендиректор ОАТ Михаил Кучинский, почти все его заместители и несколько менеджеров, в том числе пресс-секретарь. Команда Кучинского была против управления ОАТ совместно с АвтоВАЗом, рассказали собеседники РБК.

Помощь на 2 млрд рублей

Из-за перебоев

В начале года стало известно, что АвтоВАЗ оказал финансовую помощь ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) в объеме до 2 млрд руб. Завод таким образом хотел гарантировать отсутствие перебоев с поставками автокомпонентов, из-за которых в октябре прошлого года встал конвейер Kalina и Granta.

По низкой ставке

О том, что АвтоВАЗ дал в долг одному из своих главных поставщиков автокомпонентов, РБК рассказали два источника, близкие к обеим компаниям. Деньги перечислялись в несколько траншей с конца 2014 года. По словам одного из собеседников, процентная ставка по займу на 2–3 п.п. ниже банковских. ОАТ брали деньги на срок до полугода.

Проблемные поставщики

В 2014 году у АвтоВАЗа были трудности в работе с 11 поставщиками (пять из Тольятти, остальные из Ульяновска). Проблемы с поставками от них до конца не решены, хотя они и не столь остры, как в конце прошлого года, говорил в феврале Бу Андерссон. От подробных комментариев на эту тему он отказался.

Инициатива «Ростехнологий»

ОАТ был создан «Ростехом» (владеет 32,87% Alliance Rostec Auto, которой принадлежит 74,51% капитала АвтоВАЗа) в 2008 году для объединения крупнейших поставщиков АвтоВАЗа, КамАЗа и других автопроизводителей страны. Крупнейшим производителем автокомпонентов в России ОАТ стал только в 2010 году, когда завершил приобретение активов самарской группы СОК, в прошлом контролировавшей порядка 35% поставок АвтоВАЗа. Сумма сделки тогда оценивалась в $150–200 млн.

СОК был вынужден продать свой автокомпонентный бизнес вскоре после того, как в 2009 сорвал график поставок на АвтоВАЗ. Но переход поставщиков автозавода под контроль государства не решил проблему. Так, в октябре прошлого года ОАТ поднял цены на автокомплектующие и сорвал график поставок, из-за чего четыре дня простаивало производство автомобилей Kalina и Granta. Кроме того, это привело к недокомплекту при сборке 10 тыс. машин. Одной из причин, по которой АвтоВАЗ решил выкупить поставщика, стала необходимость избежать подобных проблем в будущем, рассказывают собеседники РБК.

Переговоры о покупке ОАТ АвтоВАЗ ведет с конца прошлого года, об этом РБК рассказывали несколько топ-менеджеров тольяттинского автозавода и его поставщика. Возможность покупки холдинга автозавод рассматривал еще в 2010 году, вскоре после того как он выкупил автокомпонентный бизнес группы СОК. АвтоВАЗ даже получил разрешение на проведение этой сделки в ФАС, но по неизвестным причинам она так и не состоялась.

Исторически автокомпонентный бизнес СОК был сформирован на базе бывших активов АвтоВАЗа, в частности «Мотор-супер», ДААЗ и ВИС, которые были выделены из автозавода в самостоятельные структуры еще при бывшем основном владельце и председателе совета директоров автозавода Владимире Каданникове. Оборудование при этом оставалось в собственности АвтоВАЗа и сдавалось СОК в аренду. По такой же схеме автокомпоненты производились и на СМЗ, ОСВАРе и «Росавтопласте», говорят два собеседника РБК. По их словам, АвтоВАЗ разрывает договоры аренды и обменивает их на долю в предприятиях.

Вернуть АвтоВАЗу активы, ранее выведенные с его баланса, — идея президента автозавода Бу Андерссона (вступил в должность в январе 2014 года). До сих пор компания вернула только одно предприятие: в ноябре 2014 года АвтоВАЗ выкупил у «Ростеха» ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Сумма и детали сделки не разглашались.​

Как дорожает Lada

АвтоВАЗ поднял цены на автомобили Lada с 4 марта 2015 года. В среднем цена увеличена на 4,79%, или 20,2 тыс. руб. Это уже второе повышение цен с начала 2015 года.


Ниже, чем у конкурентов

В феврале концерн сообщал, что рассматривает возможность повышения цен на автомобили со следующего месяца. В отчете компании отмечалось, что «уровень увеличения цен был ниже, чем у конкурентов». «Руководство считает, что таким образом общество использует возможность увеличения своей рыночной доли и компенсации снижения объемов продаж», — отмечалось в документе.

Виноват курс

В январе цены на Lada выросли в среднем на 9%. Президент концерна Бу Андерссон заявил тогда, что одной из главных причин увеличения отпускных цен стал рост курса доллара и евро. «Мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло», — процитировал ТАСС заявление Андерссона.

В 2014 году АвтоВАЗ поднимал цены только раз — весной, тогда стоимость автомобилей в среднем поднялась на 2,8%. За 2014 год концерн произвел 575,1 тыс. автомобилей и машинокомплектов.