Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 20:36 МСК
Российские биатлонисты показали в эстафете худший результат в сезоне Спорт, 19:23 США на переговорах по Сирии в Астане представит посол в Казахстане Политика, 19:10 Меркель выступила за поиск компромиссов между Европой и США при Трампе Политика, 19:07 Боец Росгвардии упал на пути на станции московского метро «Проспект Мира» Общество, 18:57 Мединский пообещал публично высмеять нападки на свою диссертацию Общество, 18:56 Компания Ротенберга решила строить железнодорожный подход к мосту в Крым Бизнес, 18:38 На Украине спецслужбы заявили о предотвращении покушения на депутата Политика, 18:27 Мутко назвал трансфер «Зенита» угрожающим имиджу российского футбола Спорт, 18:26 Ле Пен выступила с критикой миграционной политики Меркель Политика, 17:55 Минсельхоз попросил не нервировать бизнес прогнозами отмены контрсанкций Бизнес, 17:54 Российская биатлонистка объяснила потерю лидерства на этапе Кубка мира Спорт, 17:29 Минтранс предложил правительству открыть регулярные рейсы в Каир Бизнес, 17:12 Глава ФАС напомнил о роли ведомства в становлении богатства Михельсона Бизнес, 17:11 Мединский назвал ключевое условие передачи Исаакиевского собора РПЦ Общество, 16:41 Путин выразил соболезнования властям Венгрии в связи с ДТП в Италии Политика, 16:39 Российские дальние бомбардировщики нанесли удар по ИГИЛ в Сирии Политика, 15:59 В Минтруде заявили о продолжении снижения реального размера пенсий Экономика, 15:47 Трамп заменил на Черчилля бюст Мартина Лютера Кинга в Овальном кабинете Политика, 15:43 Кремль заявил о недопустимости симметричного сокращения ядерных арсеналов Политика, 15:25 Минфин вновь предложил ограничить расчеты наличными Финансы, 15:23 Песков рассказал о будущем «Искандеров» в Калининградской области Политика, 15:10 СК возбудил дело на угрожавшего взорвать гранату в Москве мужчину Общество, 14:32 Песков рассказал о возможности экстрадиции Сноудена Политика, 14:05 Минфин предложил изменить распределение налогов между центром и регионами Экономика, 13:45 ОКР прокомментировал решение россиян выступать под нейтральным флагом Спорт, 13:35 Силовики сообщили об уничтожении двоих боевиков в Дагестане Общество, 13:28 В Мьянме боевики захватили в заложники около 40 туристов из Таиланда Общество, 12:59 «Зенит» начал переговоры с футболистом миланского «Интера» Спорт, 12:41
20 мар 2015, 20:30
Роман Асанкин
АвтоВАЗ решил выкупить бизнес своего главного поставщика
Фото: Getty Images
АвтоВАЗ может выкупить часть бизнеса своего крупнейшего поставщика автокомпонентов – холдинга ОАТ. По его вине в октябре 2014 года четыре дня стоял сборочный конвейер Kalina и Granta

Подготовка сделки​​

АвтоВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), рассказали РБК четыре источника, близких к готовящейся сделке. Соглашения о намерениях о сделке АвтоВАЗа и ОАТ планируют подписать в понедельник-вторник, говорят два источника РБК. Тольяттинскому автопроизводителю может перейти 99% ЗАО «Мотор-Супер» (Тольятти), 40% ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ, Ульяновская область), 25% ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» (СМЗ, Пензенская область), 20% ОАО «ОСВАР» (Владимирская область), 15% «Росавтопласт» (Тольятти) и 10% «Вазинтерсервис» (ВИС, Тольятти), говорит один из собеседников РБК. Второй источник сообщил, что окончательная схема сделки пока не утверждена. На АвтоВАЗе на запрос РБК не ответили. Представитель «Ростеха» возможность сделки комментировать не стал.

ОАТ — крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа. Под управлением группы находятся 13 предприятий в пяти регионах России. На них, по данным самой группы, изготавливается более 4 тыс. наименований деталей, которые стоят во всех моделях АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также в автомобилях Nissan Almera, Teana, X-Trail, Renault Largus, Sandero и «КамАЗ». По данным СПАРК, выручка в 2013 году — 137,5 млрд руб., чистая прибыль — 56 млн руб.

Акционеры ОАТ не раскрываются. Источник, близкий к ОАТ, утверждает, что холдинг полностью подконтролен госкорпорации «Ростех». Представитель «Ростеха» подтвердил РБК, что госкорпорация через входящую в нее компанию «Оборонпром» владеет долей в ОАТ, но размер этой доли не назвал.

По информации одного из собеседников РБК, знакомых с деталями готовящейся сделки, в собственность АвтоВАЗа также может перейти 100% совместного предприятия CIMOS-ZKS, учредителями которого являются тольяттинское ООО «Завод климатических систем» (ЗКС, пять лет назад на него приходилось около 70% поставок кондиционеров АвтоВАЗу) и словенская компания СIMOS d.d. Получить комментарии в CIMOS-ZKS не удалось: на телефонные звонки и письма не отвечали. В СIMOS d.d. на запрос не ответили. По данным СПАРК, в 2014 году 100% CIMOS-ZKS принадлежало кипрской Lada International.

Источники РБК говорят, что сделка неденежная: АвтоВАЗ получит актив через внесение в уставный капитал компаний, входящих в ОАТ, принадлежащего автозаводу оборудования, которое сейчас находится у этих компаний в аренде. Также в счет сделки может пойти заем, который АвтоВАЗ предоставил ОАТ на пополнение оборотного капитала в конце 2014 года — это около 2 млрд руб., полагает один из собеседников.

В пятницу заявление на увольнение написали гендиректор ОАТ Михаил Кучинский, почти все его заместители и несколько менеджеров, в том числе пресс-секретарь. Команда Кучинского была против управления ОАТ совместно с АвтоВАЗом, рассказали собеседники РБК.

Помощь на 2 млрд рублей

Из-за перебоев

В начале года стало известно, что АвтоВАЗ оказал финансовую помощь ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) в объеме до 2 млрд руб. Завод таким образом хотел гарантировать отсутствие перебоев с поставками автокомпонентов, из-за которых в октябре прошлого года встал конвейер Kalina и Granta.

По низкой ставке

О том, что АвтоВАЗ дал в долг одному из своих главных поставщиков автокомпонентов, РБК рассказали два источника, близкие к обеим компаниям. Деньги перечислялись в несколько траншей с конца 2014 года. По словам одного из собеседников, процентная ставка по займу на 2–3 п.п. ниже банковских. ОАТ брали деньги на срок до полугода.

Проблемные поставщики

В 2014 году у АвтоВАЗа были трудности в работе с 11 поставщиками (пять из Тольятти, остальные из Ульяновска). Проблемы с поставками от них до конца не решены, хотя они и не столь остры, как в конце прошлого года, говорил в феврале Бу Андерссон. От подробных комментариев на эту тему он отказался.

Инициатива «Ростехнологий»

ОАТ был создан «Ростехом» (владеет 32,87% Alliance Rostec Auto, которой принадлежит 74,51% капитала АвтоВАЗа) в 2008 году для объединения крупнейших поставщиков АвтоВАЗа, КамАЗа и других автопроизводителей страны. Крупнейшим производителем автокомпонентов в России ОАТ стал только в 2010 году, когда завершил приобретение активов самарской группы СОК, в прошлом контролировавшей порядка 35% поставок АвтоВАЗа. Сумма сделки тогда оценивалась в $150–200 млн.

СОК был вынужден продать свой автокомпонентный бизнес вскоре после того, как в 2009 сорвал график поставок на АвтоВАЗ. Но переход поставщиков автозавода под контроль государства не решил проблему. Так, в октябре прошлого года ОАТ поднял цены на автокомплектующие и сорвал график поставок, из-за чего четыре дня простаивало производство автомобилей Kalina и Granta. Кроме того, это привело к недокомплекту при сборке 10 тыс. машин. Одной из причин, по которой АвтоВАЗ решил выкупить поставщика, стала необходимость избежать подобных проблем в будущем, рассказывают собеседники РБК.

Переговоры о покупке ОАТ АвтоВАЗ ведет с конца прошлого года, об этом РБК рассказывали несколько топ-менеджеров тольяттинского автозавода и его поставщика. Возможность покупки холдинга автозавод рассматривал еще в 2010 году, вскоре после того как он выкупил автокомпонентный бизнес группы СОК. АвтоВАЗ даже получил разрешение на проведение этой сделки в ФАС, но по неизвестным причинам она так и не состоялась.

Исторически автокомпонентный бизнес СОК был сформирован на базе бывших активов АвтоВАЗа, в частности «Мотор-супер», ДААЗ и ВИС, которые были выделены из автозавода в самостоятельные структуры еще при бывшем основном владельце и председателе совета директоров автозавода Владимире Каданникове. Оборудование при этом оставалось в собственности АвтоВАЗа и сдавалось СОК в аренду. По такой же схеме автокомпоненты производились и на СМЗ, ОСВАРе и «Росавтопласте», говорят два собеседника РБК. По их словам, АвтоВАЗ разрывает договоры аренды и обменивает их на долю в предприятиях.

Вернуть АвтоВАЗу активы, ранее выведенные с его баланса, — идея президента автозавода Бу Андерссона (вступил в должность в январе 2014 года). До сих пор компания вернула только одно предприятие: в ноябре 2014 года АвтоВАЗ выкупил у «Ростеха» ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Сумма и детали сделки не разглашались.​

Как дорожает Lada

АвтоВАЗ поднял цены на автомобили Lada с 4 марта 2015 года. В среднем цена увеличена на 4,79%, или 20,2 тыс. руб. Это уже второе повышение цен с начала 2015 года.


Ниже, чем у конкурентов

В феврале концерн сообщал, что рассматривает возможность повышения цен на автомобили со следующего месяца. В отчете компании отмечалось, что «уровень увеличения цен был ниже, чем у конкурентов». «Руководство считает, что таким образом общество использует возможность увеличения своей рыночной доли и компенсации снижения объемов продаж», — отмечалось в документе.

Виноват курс

В январе цены на Lada выросли в среднем на 9%. Президент концерна Бу Андерссон заявил тогда, что одной из главных причин увеличения отпускных цен стал рост курса доллара и евро. «Мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло», — процитировал ТАСС заявление Андерссона.

В 2014 году АвтоВАЗ поднимал цены только раз — весной, тогда стоимость автомобилей в среднем поднялась на 2,8%. За 2014 год концерн произвел 575,1 тыс. автомобилей и машинокомплектов.