Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Дорогая дорога: сможет ли Генпрокуратура снизить тарифы на трассе М11

Генпрокуратура предлагает чиновникам ограничить стоимость проезда по платному участку дороги М11 — Москва — Солнечногорск. Впрочем, предельный тариф на отрезке уже задан, и максимальные 600 руб. за отрезок в них укладываются
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска (Фото: «РИА Новости»)

Предельный тариф — два средних

В среду Генеральная прокуратура предложила правительству установить предельный тариф для действующего участка платной трассы М11 (Москва — Солнечногорск). Пока ​это единственный результат проверки, начатой ведомством после жалоб водителей на слишком высокую стоимость проезда: до 600 руб. с легковой машины за отрезок пути в 43 км.

Едва ли стоит ждать быстрой реакции правительства на заявление Генпрокуратуры. Дело в том, что предельный тариф уже существует — его формула прописана в концессионном соглашении между ФГУП "Дороги России" (под его управлением тогда находилась трасса) и управляющей участком Северо-западной концессионной компанией (СЗКК) от 2009 года, рассказали РБК несколько источников, знакомых с текстом документа.

Так называемый предельный тариф есть и в конкурсной документации на строительство платной дороги (утверждена приказом Федерального дорожного агентства от 13 сентября 2007 года № 64). Там сказано, что он равняется средневзвешенному тарифу, умноженному на 2 (для участка с 15-го по 29-й км трассы М11) либо на 1,5 (с 29-го по 58-й км). Каждый из участников конкурса предлагал свой средневзвешенный тариф. Подведение итогов состоялось осенью 2008 года. Победителем оказалась СЗКК, дочерняя компания французской компании Vinci, участвовавшей в конкурсе совместно с банком ВТБ. СЗКК тогда предложила средневзвешенный тариф для легковых автомобилей 3,6 руб./км (без НДС).

По условиям соглашения, средневзвешенный тариф каждый год индексировался на инфляцию, и сейчас он превышает 9 руб./км (с НДС), пояснил источник в СЗКК. Таким образом, максимальная стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска может приближаться к 700 руб. А фактический максимум, который платит водитель легкового автомобиля, — 600 руб. (Солнечногорск — Москва) или 500 руб. (Москва — Солнечногорск).

Дорогая дорога: сможет ли Генпрокуратура снизить тарифы на трассе М11

«Тарифы за проезд на новом участке разработаны в жестком соответствии с методикой расчета концессионного соглашения и проверены концедентом на соответствие средневзвешенным и предельным значениям, прописанным в концессионном соглашении и конкурсной документации», — сообщил РБК официальный представитель в СЗЗК. — Тарифы учитывают обеспечение инвестиций, вложенных в строительство современной скоростной дороги (36,3 млрд руб. — РБК), обеспечение банковских кредитов и расходов на содержание и эксплуатацию участка».

СЗКК ожидает разъяснения в связи с заявлением Генпрокуратуры, добавил представитель компании. В ГК «Автодор», выступающей концедентом от имени РФ, РБК подтвердили, что все тарифы СЗКК прошли проверку на соответствие условиям концессии.

Закон о концессиях был принят в 2005 году, он задает рамки для определения размеры платы за проезд по дорогам, которые строятся с участием частных инвесторов. «Главная проблема — само соглашение: оно сформулировано так, что дает концессионеру широкое полномочие при выборе тарифов. Он зависит от времени ​суток, частоты поездок пользователя и других факторов. Да и «коридор», когда максимальный тариф вдвое превышает средний, является очень широким», — говорит источник РБК, консультировавший авторов концессионного договора между СЗКК и Росавтодором.

Конкурс по участку М11 от Москвы до Солнечногорска был одним из двух первых концессионных конкурсов в России. В 2007 году, когда готовился документ, рынок еще относился к концессиям настороженно, поэтому чиновники, желая привлечь потенциальных игроков, формулировали условия мягко и расплывчато, вспоминает собеседник РБК. «Возьмем для сравнения нынешние концессии, например, по «Платону»: в нем четко указана плата за каждый километр трассы, — продолжает источник. — Да и в конкурсах на дальнейшие участки М11 тарифы формулировались жестче».

Без ограничений скорости

Предложение «Автодора»

Предложение о снятии ограничения максимальной скорости на трассе М11 (Москва — Санкт-Петербург) может быть направлено в правительство после завершения строительства. Об этом изданию M24 рассказал глава «Автодора» Сергей Кельбах. Он привел в пример опыт Германии, где на скоростных трассах нет никаких ограничений. Кельбах сообщил о положительном опыте увеличения максимальной скорости до 130 км/ч на платных участках трассы «Дон». По его словам, после начала соответствующего эксперимента было зафиксировано снижение количества ДТП, уменьшилось число раненых и погибших.

Главное — безопасность

Как уточнил заместитель министра транспорта России Николай Асаул, пока вопрос отмены ограничения скорости не рассматривается. Однако чиновник подчеркнул, что данная инициатива будет проанализирована, если с ней выйдет собственник платной дороги. «Должно быть обоснование, что при проектировании были предусмотрены все требования, обеспечивающие безопасность на высоких скоростях», — сказал Асаул.

110, местами 130

По правилам дорожного движения, максимально разрешенная скорость на автострадах в России составляет 110 км/ч. Однако в 2013 году на трассе «Дон» появился первый участок в Московской области с лимитом в 130 км/ч. В Германии ограничений на скоростных дорогах обычно нет, однако в ряде федеральных земель местные власти начали их вводить. Так, в Бремене в 2008 году был введен скоростной лимит в 120 км/ч. Помимо этого существуют ограничения на скорость грузовых автомобилей, автобусов, автомобилей с прицепами.

Компенсации в обмен на цены

Итогом проверки Генеральной прокуратуры стало предложение правительству подумать о предельном уровне тарифов. Нарушений в работе СЗКК и тарифах на платном участке Москва — Санкт-Петербург прокуроры не нашли.

«Стоимость проезда определяет Росавтодор на основании правил, утвержденных правительством России и методики расчета, установленной Министерством транспорта», — сообщил РБК официальный представитель Федеральной антимонопольной службы. Он отметил, что ФАС не регулирует тарифы на проезд по платным дорогам.

«Снизить предельные тарифы в рамка​х уже действующего документа [концессионного соглашения] невозможно, а чтобы внести изменения в концессию, нужно отдельное распоряжение правительства, — говорит источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. — К тому же встанет вопрос о компенсации выпадающих доходов». Денег на такие выплаты в 2016 году в федеральном бюджете не предусмотрено.

Прецедент ограничения цен на проезд по платным дорогам снизит инвестиционную привлекательность частно-государственного партнерства, говорят юристы: чиновники будут настаивать на фиксации цен на проезд, а инвесторы стремиться максимально расширить для себя возможность взыскать компенсацию. «Если правительство решит изменить существующие правила, снизить тариф, — это плохо, ведь концессионер строит определенную базовую модель, — говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. — А вопрос, кто будет нести убытки, концедент или концессионер, зависит от формулировки соглашения».

В 2015 году представители «Автодора» говорили, что надо посмотреть на загрузку новой платной дороги в течение года-двух — как правило, такой срок требовался водителям в Европе, чтобы понять, выгодно или нет платить за езду по платным дорогам. Однако в середине декабря прошлого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев назвал существующую плату за проезд на участке Москва — Солнечногорск «катастрофой». Тысяча рублей в день, по словам главы региона, «не по карману автомобилистам». «Поэтому трасса фактически пустует», — говорил Воробьев.

В этом году представители Московской области, Министерства транспорта, «Автодора» и СЗКК создали рабочую группу, которая обсуждает варианты снижения тарифа. Во вторник, 19 января, на очередном совещании не было принято никакого решения, рассказал РБК его участник. «Разговоры о снижении тарифа встречали серьезное сопротивление со стороны СЗКК», — уточнил наш собеседник. Следующая встреча состоится на следующей неделе, 26 января.

Выводы Генеральной прокуратуры могут повлиять на ситуацию с тарифами, сделав концессионера более сговорчивым, допускает еще один источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. Если не менять бизнес-модель, выход из ситуации в том, чтобы предложить абонементы по льготным тарифам автовладельцам, которые живут в районе платной трассы и могут пользоваться ею в ежедневном режиме.

Как считается предельный тариф

Платная дорога от Москвы до Солнечногорска разбита на два участка: с 15-го по 29-й километр и с 29-го по 58-й. Там действуют разные предельные тарифы, высчитываемые по формуле:

предельный тариф первого участка = Тср х 2

предельный тариф второго участка = Тср х 1,5,

где Тср — средневзвешенный тариф для легкового автомобиля, который каждый год индексируется на инфляцию, а 2 и 1,5 — коэффициенты. Изначально средневзвешенный тариф определялся в ходе конкурса. Победитель, Северо-Западная концессионная компания, предложила 3,6 руб./км (или 4,25 руб./км с НДС). Таким образом, максимальная стоимость проезда составляла:

4,25 (тариф) х 2 (коэффициент) х 15 (длина участка) + 4,25 (тариф) х 1,5 (коэффициент) х 28 (длина участка) = 306 руб.

В дальнейшем тариф 4,25 руб./км был проиндексирован на инфляцию (с 2007 по 2016 год), сейчас его величина превышает 9 руб./км, следовательно, максимальная плата за проезд приближается к 650 руб.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны Политика, 09:13
В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц Общество, 09:10
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания Pro, 09:07
Доступ к станку: почему растет рынок лизинга Дискуссионный клуб, 09:00
Минздрав убрал антибиотики и гормоны из стандарта лечения ОРВИ Общество, 08:56
В Центральной Украине прогремели взрывы Политика, 08:50
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженность Pro, 08:47
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Посольству России запретили возложить венки к «Духу Эльбы» в США Политика, 08:40
Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны Политика, 08:38
Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов Спорт, 08:30
Матвиенко исключила «закручивание гаек» в России Политика, 08:25
Движение автомобилей по Крымскому мосту временно перекрыли Политика, 08:14
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:13
В Москве на майские праздники парковку сделают бесплатной Общество, 08:08