Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Основатель Goodman–РБК: «В какой-то момент средний класс у нас отменили»

Основатель ресторанов Goodman Михаил Зельман два года назад продал бизнес в России и переехал в Лондон. В беседе с РБК он рассказал о причинах отъезда и о том, как российский бизнес выглядит глазами лондонца
Фото: Tatiana Zommer для Forbes
Фото: Tatiana Zommer для Forbes

​«Нет больше страсти развивать Goodman»

— Что из себя представляет сейчас ваш бизнес в Лондоне?

— Сейчас у меня три стейк-хауса Goodman. Журнал Zagat [влиятельное американское издание, рейтингующее рестораны] присвоил нам рейтинг 27 баллов по еде — это самый высокий показатель среди стейк-хаусов Лондона. Есть еще несколько заведений с такой же оценкой, но выше мы ни у кого не видели. Но новых Goodman мы строить не хотим — нет страсти развивать эту сеть так, как мы это делали раньше. У меня есть идея по новому стейк-хаусу, но он будет называться по-другому. Скорее всего, Zelman Steak House.

— Новый концепт значительно отличается от Goodman?

— Нет, просто мир не стоит на месте. Мы за последние 100 лет начали жить в два раза дольше, и нас, людей, теперь почти в десять раз больше. Уживаться приходится разным поколениям. Goodman имеет свою целевую аудиторию, а у меня есть идея, как мясную культуру принести более молодому поколению.

— Кто сейчас основная аудитория Goodman и для кого будет новый проект?

— В наши рестораны ходят люди, которые уже, в хорошем смысле, состоялись. Владельцы, руководители компаний. Как правило, это люди в возрасте старше сорока. А я хочу сделать заведение для ребят двадцатилетних-тридцатилетних. Не сказать, что у меня кризис среднего возраста и меня потянуло к молодежи. Я просто часто вижу, как к нам в ресторан приходят молодые ребята со своими родителями, и им нравится Goodman. Просто его ценности и то, как он выглядит, с их представлениями о мире и восприятием не очень совпадает. Я хочу адаптировать ресторан к их поколению. В новом стейк-хаусе, к примеру, будет больше бургеров, их линейка будет сочетаться со стейками.

— А как развивается другой ваш лондонский проект — Burger & Lobster?

— Мы открыли один ресторан в Нью-Йорке. У нас уже шесть заведений в Лондоне, седьмой в столице Уэльса Кардиффе. И два строим. Планы по Burger & Lobster у нас амбициозные: в ближайшие два года мы откроем еще 12 ресторанов.

— Будут ли новые страны присутствия?

— Мы продали франшизу на Ближний Восток и в Скандинавию. Первый ресторан откроется в Арабских Эмиратах. Ищем партнеров в Азии и в Центральной Европе. Надеюсь, что когда-нибудь приеду в Москву и открою Burger & Lobster.

Михаил Зельман

В России

Родился в Москве в 1977 году. Окончил Московский открытый юридический университет. Когда будущему ресторатору было 15 лет, он устроился на Российскую товарно-сырьевую биржу, став самым молодым брокером в ее истории. Однако, по его словам, он уже тогда решил связать свою жизнь с общепитом. В 1999 году 22-летний Зельман открыл свой первый ресторан в Москве – «Сан-Мишель» на Тверской. В 2003 году он с помощью президента Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова и его бизнес-партнера Андрея Бокарева основал компанию «Арпиком» (управляет ресторанами Goodman, «Колбасофф», «Ле Гато», «Филимонова и Янкель», «Мамина паста»), завоевав в том же году премию «Ресторатор года». Считается, что непосредственно Махмудову принадлежала половина бизнеса. К 2007 году «Арпиком» вошел в число лидеров российского сектора HoReCa.

И за рубежом

Год спустя Зельман открыл свой первый стейк-хаус Goodman в Лондоне. В 2010 году Зельман заключил контракт о франшизе американской сети фастфуда Wendy`s. Ресторатор обещал американцам открыть 180 точек за 10 лет. Но к 2014 году, когда Wendy`s заявила об уходе из России, действовало всего восемь ресторанов этой сети. В 2011 году появились сообщения о том, что Зельман ищет покупателей на свою долю в «Арпикоме». Источники РБК называли сумму $120 млн. В конце 2013 года Зельман продал свою долю в «Арпикоме» Махмудову, вышел из всех российских активов, сохранив за собой восемь ресторанов в Лондоне. Уехал в Лондон, где сейчас развивает Goodman и Burger & Lobster (управляет сетями Global Craftsmen Group). Сумма сделки не называлась. По оценке журнала Forbes, на середину 2013 года оборот российских проектов «Арпикома» составлял $200 млн.

— То есть на Москву франшиза не продается?

— Нет, я сам хочу приехать и открыть.

— Предложения от российских рестораторов о покупке франшизы были?

— Много, мы даже думали о том, чтобы сделать франшизу. Но, к сожалению, лобстеры и мясо попали под санкции. Хотя в России сейчас можно найти хорошее мясо, в этом плане большой прогресс. И в связи с этим я хочу всех людей, которые занимались развитием скотоводства, поблагодарить и поздравить. Я лично очень горжусь тем, что произошло на этом рынке, это одно из наших завоеваний.

— Вы имеете в виду импортозамещение по мясу?

— В двух словах: у нас никогда не было мясного скотоводства, было только молочное. Но за последние десять лет появились энтузиасты, которые начали его развивать. Это Николай Бобин (агрохолдинг «Зерос») в Липецке, это ребята в Воронеже… их очень много. Поэтому мясо мы могли бы найти, а вот лобстеров, увы, нет.

«Импортозамещение — это недопустимое лицемерие»

— У вас остался какой-то бизнес в России?

— Нет, я все продал еще до ситуации с Крымом, до кризиса. Многие считают, что я провидец и все предугадал, но это не так. Я просто хотел воплотить в жизнь свой монопродуктовый манифест: в ресторане может быть одно блюдо, и это заведение будет популярно. И уехал открывать Burger & Lobster.

— Одна из версий по поводу причин продажи ваших российских активов состоит в том, что вы опасались их рейдерского захвата. Это так?

— Нет. Когда я продавал бизнес, у меня не было иллюзий. Когда в стране нет рыночной экономики, то нет и рыночной цены. Я продавал за столько, сколько заплатят. И моя задача была никого не подставить. Часто в России, когда кто-то начинает продавать активы, как раз и слетаются рейдеры. Поэтому я очень боялся подставить коллег и партнеров. Среди моих партнеров были и такие, которых и рейдеры, мягко говоря, боятся. Я очень не хотел уехать с билетом в один конец, как это часто бывает в нашей стране, поэтому думал, как сделать свой отъезд максимально корректным. Было два варианта: или я уехал развивать бизнес Burger & Lobster, или я предатель. Моя задача была не стать предателем. У меня в компании работали несколько тысяч человек, и я очень серьезно и ответственно к этому относился. Я продавал бизнес потому, что понимал: быть успешным ресторатором в Лондоне и в России одновременно невозможно.

— Вы сейчас следите за «Арпикомом» и его развитием?

— Для меня всегда «Арпиком» был связан с людьми. Само название у меня не вызывает никаких чувств, так же как и Goodman. С людьми я поддерживаю связь, слежу за их карьерами через Facebook. Отъезд начальника в лице меня открыл «люк» для ребят, которые сделали невероятные карьеры в компаниях или собственном бизнесе, многие работают бренд-шефами крупных мясных компаний.

— Верно ли, что большая часть вашей команды покинула ресторанный холдинг?

— Я знаю, что там поменялся менеджмент, но не знаю, кто пришел. Там свои акционеры и менеджеры, и я не являюсь частью холдинга уже несколько лет, поэтому давать какие-то комментарии не считаю правильным.

— Когда вы продавали долю партнерам, каково было финансовое положение холдинга?

— У нас никогда не было проблем. Только самый первый год мы ничего не заработали. Когда я продавал активы, рынок не был в таком кризисе. Теперь на «Арпиком» навалилась куча проблем, в том числе санкции по мясу, и девальвация, и по аренде — мы находились в таких местах, где арендодатели были со своим мнением и видением ситуации... Не хочу комментировать то, что сейчас происходит. Я работал в отличных «парниковых» условиях. Нынешнюю ситуацию я не мог представить даже в самых страшных снах. Для меня это был бы огромный удар. Потому что, во-первых, я строил «Арпиком» для middle-класса, к которому сам себя причислял. Но в какой-то момент этот средний класс у нас отменили, а потом стейк-хаус оказался без мяса.

— А как же то самое, появившееся, российское мясное животноводство?

— Когда нет конкуренции, проигрывают все. Поскольку я хотел делать идеальные стейки, для меня конкуренция была вопросом жизни и смерти. Когда была Австралия, Аргентина, российское мясо, они только дополняли друг друга. Импортозамещение — то, что у нас в России называют этим словом — это недопустимое лицемерие и недопустимый непрофессионализм. Когда мы называем импортозамещением то, что завезли бычков или линию запустили... Импортозамещение — это когда мы начнем улучшать технологию, когда появятся инженеры, люди с вдохновением, которые что-то придумывают, начинают производить конкурентные товары. Мы сделали уже импортозамещение с машинами, купили конвейер Fiat, и во что это все превратилось? Основная задача в любой стране мира — создать условия для развития человеческого капитала. А пока единственное, что мы хорошо делаем, — это производим лозунги. Лучшие в мире лозунги еще Маяковский начал делать, а мы так и продолжаем. Импортозамещение мяса... само словосочетание комично слышать отсюда, с Туманного Альбиона.

— Считаете, что, закрывая импорт мясной продукции, мы лишаем своих производителей какого-либо стимула улучшать продукцию?

— Я смотрю сквозь призму своего дела. Для меня очевидно, что качество мяса в моих ресторанах становится лучше и оно продается дешевле, если на рынке больше конкуренции. Мы закрыли границу. На сколько? На 12 месяцев? На 24? На всю жизнь? Политики сначала говорят одно, потом другое. Не только в России, везде. Сейчас люди начнут инвестировать в производство, а через 24 месяца начнется «великая оттепель» и срастание обратно с Западом, который взял и осознал величие нашей страны. И что будет?

«В неудаче Wendy’s в России виню только себя»

— В прошлом году американская сеть фастфуда Wendy’s, которую вы привели в Россию, приняла решение свернуть бизнес в нашей стране. Было ощущение, что американцы остались крайне разочарованы своим российским проектом. Что произошло?

— Этот кейс очень многому меня научил. Случай с Wendy’s — хороший пример того, как звездная болезнь влияет на бизнес. Вместо того чтобы развивать уникальный бренд Wendy’s, мы спорили о том, как подписать акционерное соглашение и сколько миллионов долларов мы получим, когда откроем сеть. А надо было идти и жарить бургеры, общаться с гостями. Мне очень жаль, что так получилось. Это пример того, как такие люди, как я, улетают в стратосферу.

— Кого вы имеете в виду, когда говорите «мы»? С кем вы спорили?

— Я виню только себя: вместо того чтобы идти в ресторан и делать бургеры, я ездил с охранниками, юристами и обсуждал, куда продавать, сколько десятков сотен ресторанов надо открыть… Можно сказать, что Wendy’s не получился потому, что мы не нашли финансирование. Финансисты плохие, партнеры идиоты... Я могу найти десять тысяч причин, почему инвесторы не поняли весь потенциал проекта, но это будет просто поиск виноватых. Все проблемы внутри: внутри человека, внутри бизнеса. Мы не смогли качественно организовать работу, и в этом вина людей, которые должны были нести за это ответственность. И это я. Я позиционировал себя как инвестор, который вкладывает деньги. В результате Wendy’s потеряла возможность выйти на российский рынок, а я потерял десятки миллионов долларов.

— Сколько вы вложили в проект?

— Я сейчас не помню. Потерял много денег. Надо было открыть ресторан в правильном месте и донести, что это котлета, которую делают из охлажденного мяса, и ее по качеству мяса, по весу нельзя сравнивать с другими брендами. Идея Wendy’s в том, что бургеры делают при вас и под вас. Они не лежат на раздаче. Мы этого не сделали.

— Если вы следите за русскими новостями, то, наверное, знаете о планах Сергея Михалкова и Андрона Кончаловского открыть сеть закусочных «Едим дома!»...

— Чтобы делать такие глупые вещи, нужно быть очень мудрыми людьми. Я даже не знаю, с какой стороны это комментировать.

— А в чем глупость?

— Попросить у президента денег, пока он шел к автомобилю, на развитие русского «Макдоналдса» актеру, режиссеру и домохозяйке. Мне тяжело комментировать. Я лучше спою вам или фильм сниму. Дайте мне денег — и я сниму фильм.

— Вести бизнес в Лондоне сложнее, чем в России?

— Я вам скажу как человек, который здесь относительно успешен. Если сравнивать, то здесь рай для бизнесмена. Здесь свои сложности и трудности, а в России — свои. Но тут нет проблем с коррупцией, с признанием частной собственности. Я делаю сейчас воркшопы — тренинги School of success для тех, кто хочет открыть ресторанный бизнес здесь, в Англии. Я специально выбрал такое провокационное название. На них я знакомлю бизнесменов с местным ландшафтом, юристами, агентами по недвижимости. Стараюсь быть полезным, познакомить с людьми. Кто-то приезжает за секретами бургеров, а кто-то хочет поближе познакомиться с какой-то сетью. Я стараюсь быть проводником, чтобы люди могли ближе познакомиться с культурой ведения бизнеса в Англии. Не нужно идеализировать местные условия, просто тут своя специфика, и можно вполне успешно выйти на рынок. Я надеюсь, что придет тот день, который будет называться «перезагрузкой» или «великой оттепелью», когда я смогу быть полезен тем людям, которые хотят открыть в России бизнес, и не только ресторанный. Надеюсь, к этому моменту я не потеряю связи с Россией.

— Вы говорите, что невозможно быть одновременно хорошим ресторатором в Лондоне и Москве. А как тогда Аркадий Новиков справляется [крупный российский ресторатор Новиков открыл успешный ресторан Novikov в Лондоне и планирует реализовать еще несколько проектов]?

— Часто то, что одному хорошо, другому не очень. Аркаша может устраивать тренинги о том, как быть успешным ресторатором и в Англии, и в России. У меня, скажем так, не получилось.

«Смерть Немцова — это то, что привело меня в ступор»

— Есть ли какая-то новая волна русских в Лондоне?

— Я не ощущаю. Русская речь везде. Ее всегда было много, а так, чтобы увеличивалось число русских — нет. От агентов я точно знаю, что когда Владимир Владимирович объявил решение баллотироваться, на следующий день было резкое увеличение запросов от русских на покупку квартир. Не знаю, насколько это правда.

— Есть ли ощущение какого-то общества, которому небезразлично то, что происходит в России?

— Не знаю ни одного русского, которого бы не беспокоила Россия. Я очень остро отреагировал на смерть Бориса Немцова. Мне уже казалось, что Россия не может вызвать у меня каких-то резких эмоций, положительных или отрицательных. Но смерть Немцова — это то, что привело меня в ступор. Могу сказать честно, я научился воспринимать Россию и любить ее такой, какая она есть, а не такой, какой мне хочется, чтобы она была. Я сначала не поверил в то, что произошло с Немцовым, но когда убедился, что это правда, просто не сдержался. Циничность убийства показывает, что мы сделали еще один шаг к тому, чтобы победил не креативный класс, не путинцы, не питерцы, а победила какая-то другая сила. И не дай бог, что бы когда-нибудь она-таки победила в России.

— Вы бы поддержали Михаила Ходорковского?

— Я никогда не занимался политикой. Неужели в России так все плохо, что у повара спрашивают, что нужно сделать в стране, чтобы стало лучше? Общественная жизнь в понимании Михаила Борисовича Ходорковского меня абсолютно не интересует. Тем более я гражданин Израиля. Еще в школе у меня вызвала сомнение фраза Владимира Ленина о том, что кухарка может управлять государством. Может, поэтому меня и не приняли в пионеры. Максимум, на что меня хватает — это на кухонные разговоры. До тех пор, пока не начинает подгорать мясо.

— В какой ситуации вы снова могли бы начать бизнес в России?

— В той повестке дня, которая сегодня сформировалась в России, я участвовать не могу ни при каких условиях. Должна быть повестка созидания, уважения к человеку, признания частной собственности и желания обсуждать, что мы оставим после себя детям. Вот если это все станет реальностью, то я буду первым, кто приедет к вам с мангалом. Я не хочу ни с кем мериться яйцами, выяснять, у кого круче «Мерседес», яхта или лодка. Я не осуждаю этих людей, просто не готов в этом участвовать. Ни с одной, ни с другой стороны.​

— Настрой у других русских, которые занимаются бизнесом в Лондоне, похожий?

— Обычно те люди, которые хотят инвестировать, об этом не говорят. Также не говорят о патриотизме, о любви к России. Когда ситуация изменится, то большое количество людей, не только русских, будут трудиться и делать Россию лучше.

при участии Дениса Пузырева

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Рестораны"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию Политика, 00:59
На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек Политика, 00:32
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций Политика, 00:00
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 16 апр, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 16 апр, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 16 апр, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 16 апр, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 16 апр, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 16 апр, 22:27