Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:04 МСК
«Атомфлот» назвал дату спуска на воду крупнейшего атомного ледокола Общество, 14:44 Шойгу ответил на призывы Британии «не совать медведю лапы» в Ливию Политика, 14:37 ЕСПЧ присудил компенсацию критиковавшей орловского губернатора газете Политика, 14:28 Шойгу назвал развитие ядерных сил России «безусловным приоритетом» Политика, 14:21 Застреливший раненого палестинца израильтянин получил 1,5 года тюрьмы Политика, 14:17 Власти разрешили на марше памяти возложить цветы у места гибели Немцова Политика, 14:11 Суд нашел нарушения при оформлении гражданства России Демьяну Кудрявцеву Бизнес, 14:09 Гудков решил потратить на выборы мэра Москвы не меньше Навального Политика, 14:07 Лавров прокомментировал «блокирование» Украиной заявления ООН о Чуркине Политика, 14:05 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 57,90 Продажа 58,05 EUR НАЛ. 61,05 61,37 «Мираторг» увеличил выручку на 25% по итогам 2016 года Бизнес, 13:44 В Москве загорелась купеческая городская усадьба Сушкиных Общество, 13:42 Врачи не смогли определить причину смерти брата Ким Чен Ына Политика, 13:41 Путин переназначил Жвачкина главой Томской области Политика, 13:39 Аксенов нашел замену на место арестованного вице-премьера Крыма Политика, 13:38 Uber наняла экс-генпрокурора США для расследования дела о домогательствах Общество, 13:29 Ле Пен отказалась покрыть голову для встречи с муфтием в Ливане Политика, 13:25 Кремль ответил на сообщения об обсуждении ограничений расчетов наличными Финансы, 13:20 Кремль назвал преждевременными заявления о новом сроке Путина Политика, 13:20 Кремль назвал «неуместными» рассуждения о признании Россией ДНР и ЛНР Политика, 13:18 ООН назвала процесс над сыном Каддафи нарушающим международные нормы Политика, 13:10 ФАС начала проверку в офисах LG и Philips по жалобам на ценовой сговор Бизнес, 13:06 В Москве к зданию МИД в память о Чуркине начали приносить цветы и свечи Политика, 13:03 Кремль прокомментировал «блокирование» Киевом заявления СБ ООН по Чуркину Политика, 13:00 Минюст предложил разрешить заключенным смотреть больше фильмов Общество, 12:59 В Крыму задержали 20 крымскотатарских активистов Общество, 12:58 Курс евро на завтра  12:56 EUR ЦБ 61.209 -0.4897 Курс доллара на завтра  12:56 USD ЦБ 57.859 -0.2377
18 дек 2014, 00:52
Роман Асанкин
В России начался дефицит автомобилей из-за неустойчивости рубля
Фото: Getty Images
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя 2016, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя 2016, 16:16 Еще 2987 материалов
Автомобильный рынок переживает драматические времена. Из-за высокой волатильности на валютных рынках ряд производителей приостановили отгрузку автомобилей дилерам, некоторые из которых, в свою очередь, прекратили продажи. Участников рынков, впрочем, эти проблемы уже не пугают – машин в наличии все равно почти не осталось

Стоп машина

Высокая волатильность на валютных рынках привела к тому, что ряд автопроизводителей приостановили отгрузки машин дилерам. Три бренда General Motors (GM) – Opel, Chevrolet и Cadillac – со вторника остановили отгрузки автомобилей дилерам, заявил РБК представитель автоконцерна. Так же поступила Audi. В обеих компаниях не называют точных дат возобновления отгрузок машин, отмечая лишь, что будут внимательно следить за рыночной ситуацией. Поставки остановила и и Jaguar Land Rover, представитель компании говорит, что отгрузку машин возобновится 19 декабря. 

Производители берут тайм-аут, чтобы подождать, пока уляжется паника на валютных рынках и стабилизируются обменные курсы, чтобы эффективно скорректировать цены на модельный ряд. Во вторник днем евро на бирже вырос до рекордного значения 100,74 руб., доллар – до 80,10 руб., но к концу торгов валюта немного скорректировалась. Волатильность на валютном рынке не остановило даже увеличение ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых, соответствующее решение банк принял 16 декабря. В среду курс американской валюты сначала взлетел до 72,70 руб., европейской – до 92,19 руб. Однако затем рубль начал отвоевывать позиции: к 17:34 мск доллар на Московской бирже торговался на уровне 63,15 руб., евро – 78,50 руб.

Производители приступили к корректировке цен еще в ноябре, тогда это делали в основном импортеры машин. В декабре цены стали поднимать почти все. «Автостат», в частности, насчитал 24 компании, в том числе Chevrolet, Great Wall, Opel, Peugeot, Ford и другие. Некоторые автопроизводители за два месяца цены корректировали несколько раз в диапазоне от 0,1 до 30%. В среду о повышении стоимости машин объявила Nissan – на 3–5% в зависимости от конкретной модели.   

Приостановка отгрузки машин может усугубить и без того непростую ситуацию на российском авторынке. Государственная программа утилизации, девальвация рубля и покупательские ожидания резкого роста цен на автомобили в начале следующего года – эти три фактора спровоцировали ажиотажный спрос на машины. Дополнительный спрос добавляют покупатели из стран Таможенного союза и ближнего зарубежья: из-за курсовых разниц стало выгоднее покупать автомобили в России. В результате, уже в конце ноября дилеры стали испытывать дефицит складских запасов, а некоторые модели и вовсе исчезли из продажи.

Склады опустели

По информации дилеров, сейчас, например, практически невозможно купить Hyundai Solaris. Эта модель по итогам января–ноября занимала вторую строчку в топ-25 самых продаваемых моделей на российском рынке (105 тыс. штук из 2,2 млн) после Lada Granta, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). У KIA распроданы три модели – Rio (3-е место), Sportage (19-е), Сee'd  (21-е). Дилеры Audi говорят, что сейчас невозможно купить A3 и А4, в Lexus – модель NX. Toyota Camry (17-е место в топ-25) и Rav 4 (13-е) можно будет купить только в следующем году, утверждают дилеры, то же самое с Jeep Grand Cherokee, Volkswagen Tiguan, Nissan Qashqai (18-е место), Mazda CX-5, Škoda Octavia. Представители автопроизводителей подтверждают дефицит по данным маркам, но утверждать, что их вообще нет в продаже, не стали: машины могли остаться у каких-нибудь региональных дилеров. Модели, которых сейчас нет в продаже, будут поставлены в январе–марте 2015 года, в зависимости от импортера.  

По словам директора департамента по корпоративным продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Храмова, на складах группы остались в основном Audi Q3, Q5, A62; Nissan Teana,X-Trail, Terrano, Sentra, Almera; Infiniti QX70; Citroen Jumper и С4; ŠkodaOctavia, Rapid; есть машины Porsсhe. Остальные модели представлены уже в ограниченном количестве. Другие дилеры отказались раскрывать складские запасы.

Валютная пауза

Проблемы авторынка, впрочем, дефицитом моделей и ростом цен не ограничиваются. Из-за резких скачков обменных курсов валют некоторые дилеры во вторник были вынуждены приостановить продажи автомобилей, среди них крупнейшие в стране Major Auto, «Авилон», «Транстехсервис» (ТТС) и «БалтАвтоТрейд». Понадобилась пауза для пересмотра цен, рассказывали источники в нескольких компаниях. В ситуации прогрессирующей девальвации и дефицита машин дилеры приняли правильное решение остановить продажи, считает президент Ассоциации РОАД Владимир Моженков. На фоне укрепления рубля в среду, к обеду дилеры стали возобновлять продажи, в основном с новыми ценами.

Представитель «Авилона» заявил, что компания не останавливала продажи автомобилей, имеющихся в наличии: в данный момент речь идет о возможном пересмотре цены на автомобили 2015 года. Сейчас практически все автомобили брендов компании распроданы, добавил собеседник.

Проблемы участникам рынка создает в основном полная неопределенность с курсом рубля и экономической ситуацией​, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». В первом квартале 2015 года, когда поменяются ценники, спрос на автомобили упадет, зато стабилизируется ситуация на авторынке.

До сих пор проблемы первичного рынка автомобилей стимулировали спрос на вторичном. Но не в этот раз. Продажи подержанных автомобилей в ноябре упали на 12,2%, до 479 тыс. штук, подсчитал «Автостат». Продажи новых машин снизились лишь на 1,1%, до 229,4 тыс. штук, по данным АЕБ. Просто из-за девальвации первичный рынок стал выгоднее, поясняет Беспалов. Но это ненадолго, добавляет аналитик, скоро потребительский спрос снова сместится в сторону рынка б/у.