Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 17:41 МСК
ЦБ предсказал сохранение волатильности рубля Финансы, 17:16 Лучшие предложения рынка наличной валюты  17:00   USD НАЛ. Покупка 65,00 Продажа 65,08 EUR НАЛ. 72,84 72,80 «Квадра» задумалась о продаже недостроенной ТЭЦ в Курске Бизнес, 16:59 В России разработали одеяло для защиты населения во время войны Политика, 16:56 СМИ узнали о предложении Сечина продать «Роснефти» «Башнефть» за $5 млрд Бизнес, 16:44 Турция заявила об отсутствии планов постоянного присутствия в Сирии Общество, 16:44 Российский призер Игр в Рио объявил о продаже подаренной ему машины Другие, 16:40 Курс недели: эксперты предсказали 65 руб. за доллар к выходным Деньги, 16:40 Tez Tour отправит первый чартер в Турцию 3 сентября Общество, 16:33 «Ашан» заплатил 500 тыс. руб. за торговлю поддельной хохломой Бизнес, 16:31 Чистая прибыль ЛУКОЙЛа в первом полугодии снизилась на 37% Бизнес, 16:10 Кремль заявил об отсутствии планов Путина поехать на Генассамблею ООН Политика, 16:09 На МКАД на 15 минут перекрыли движение из-за загоревшейся фуры Общество, 15:59 Кремль назвал «рутинной» проверку ведомств и ЦБ к работе в военное время Политика, 15:54 Суд освободил задержанного в Армении по запросу США россиянина Политика, 15:52 Продажа активов помогла «Интер РАО» увеличить полугодовую прибыль втрое Бизнес, 15:51 Турция через Россию уведомила Дамаск о начале военной операции в Сирии Политика, 15:40 Путин отказался от поездки на матч по футболу между Россией и Турцией Общество, 15:39 СМИ узнали имя нового главы управления собственной безопасности ФСБ Политика, 15:36 Папа римский встретился с основателем Facebook Марком Цукербергом Технологии и медиа, 15:34 Один из претендентов на «Башнефть» попросил изменить условия приватизации Бизнес, 15:34 Песков отказался комментировать возможные удары России и США по Алеппо Политика, 15:33 Кремль счел некорректным вопрос о возможной дестабилизации в Узбекистане Политика, 15:19 МИД назвал устаревшим договор об обычных вооружениях в Европе Политика, 15:08 СК нашел надругавшегося над девочкой в самолете мужчину Общество, 15:01 СБУ назвала ложной информацию о «секретной тюрьме» в Харькове Политика, 14:52 Порошенко уволил главу администрации президента Политика, 14:49 Войска ПВО Западного округа вывели С-300 и С-400 на учебные стрельбы Общество, 14:42
18 дек 2014, 00:52
Роман Асанкин
В России начался дефицит автомобилей из-за неустойчивости рубля
Фото: Getty Images
Обвал рубля
ЦБ предсказал сохранение волатильности рубля 17:16 Биржевой курс доллара опустился ниже 66 руб. 4 авг, 19:48 Еще 2956 материалов
Автомобильный рынок переживает драматические времена. Из-за высокой волатильности на валютных рынках ряд производителей приостановили отгрузку автомобилей дилерам, некоторые из которых, в свою очередь, прекратили продажи. Участников рынков, впрочем, эти проблемы уже не пугают – машин в наличии все равно почти не осталось

Стоп машина

Высокая волатильность на валютных рынках привела к тому, что ряд автопроизводителей приостановили отгрузки машин дилерам. Три бренда General Motors (GM) – Opel, Chevrolet и Cadillac – со вторника остановили отгрузки автомобилей дилерам, заявил РБК представитель автоконцерна. Так же поступила Audi. В обеих компаниях не называют точных дат возобновления отгрузок машин, отмечая лишь, что будут внимательно следить за рыночной ситуацией. Поставки остановила и и Jaguar Land Rover, представитель компании говорит, что отгрузку машин возобновится 19 декабря. 

Производители берут тайм-аут, чтобы подождать, пока уляжется паника на валютных рынках и стабилизируются обменные курсы, чтобы эффективно скорректировать цены на модельный ряд. Во вторник днем евро на бирже вырос до рекордного значения 100,74 руб., доллар – до 80,10 руб., но к концу торгов валюта немного скорректировалась. Волатильность на валютном рынке не остановило даже увеличение ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых, соответствующее решение банк принял 16 декабря. В среду курс американской валюты сначала взлетел до 72,70 руб., европейской – до 92,19 руб. Однако затем рубль начал отвоевывать позиции: к 17:34 мск доллар на Московской бирже торговался на уровне 63,15 руб., евро – 78,50 руб.

Производители приступили к корректировке цен еще в ноябре, тогда это делали в основном импортеры машин. В декабре цены стали поднимать почти все. «Автостат», в частности, насчитал 24 компании, в том числе Chevrolet, Great Wall, Opel, Peugeot, Ford и другие. Некоторые автопроизводители за два месяца цены корректировали несколько раз в диапазоне от 0,1 до 30%. В среду о повышении стоимости машин объявила Nissan – на 3–5% в зависимости от конкретной модели.   

Приостановка отгрузки машин может усугубить и без того непростую ситуацию на российском авторынке. Государственная программа утилизации, девальвация рубля и покупательские ожидания резкого роста цен на автомобили в начале следующего года – эти три фактора спровоцировали ажиотажный спрос на машины. Дополнительный спрос добавляют покупатели из стран Таможенного союза и ближнего зарубежья: из-за курсовых разниц стало выгоднее покупать автомобили в России. В результате, уже в конце ноября дилеры стали испытывать дефицит складских запасов, а некоторые модели и вовсе исчезли из продажи.

Склады опустели

По информации дилеров, сейчас, например, практически невозможно купить Hyundai Solaris. Эта модель по итогам января–ноября занимала вторую строчку в топ-25 самых продаваемых моделей на российском рынке (105 тыс. штук из 2,2 млн) после Lada Granta, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). У KIA распроданы три модели – Rio (3-е место), Sportage (19-е), Сee'd  (21-е). Дилеры Audi говорят, что сейчас невозможно купить A3 и А4, в Lexus – модель NX. Toyota Camry (17-е место в топ-25) и Rav 4 (13-е) можно будет купить только в следующем году, утверждают дилеры, то же самое с Jeep Grand Cherokee, Volkswagen Tiguan, Nissan Qashqai (18-е место), Mazda CX-5, Škoda Octavia. Представители автопроизводителей подтверждают дефицит по данным маркам, но утверждать, что их вообще нет в продаже, не стали: машины могли остаться у каких-нибудь региональных дилеров. Модели, которых сейчас нет в продаже, будут поставлены в январе–марте 2015 года, в зависимости от импортера.  

По словам директора департамента по корпоративным продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Храмова, на складах группы остались в основном Audi Q3, Q5, A62; Nissan Teana,X-Trail, Terrano, Sentra, Almera; Infiniti QX70; Citroen Jumper и С4; ŠkodaOctavia, Rapid; есть машины Porsсhe. Остальные модели представлены уже в ограниченном количестве. Другие дилеры отказались раскрывать складские запасы.

Валютная пауза

Проблемы авторынка, впрочем, дефицитом моделей и ростом цен не ограничиваются. Из-за резких скачков обменных курсов валют некоторые дилеры во вторник были вынуждены приостановить продажи автомобилей, среди них крупнейшие в стране Major Auto, «Авилон», «Транстехсервис» (ТТС) и «БалтАвтоТрейд». Понадобилась пауза для пересмотра цен, рассказывали источники в нескольких компаниях. В ситуации прогрессирующей девальвации и дефицита машин дилеры приняли правильное решение остановить продажи, считает президент Ассоциации РОАД Владимир Моженков. На фоне укрепления рубля в среду, к обеду дилеры стали возобновлять продажи, в основном с новыми ценами.

Представитель «Авилона» заявил, что компания не останавливала продажи автомобилей, имеющихся в наличии: в данный момент речь идет о возможном пересмотре цены на автомобили 2015 года. Сейчас практически все автомобили брендов компании распроданы, добавил собеседник.

Проблемы участникам рынка создает в основном полная неопределенность с курсом рубля и экономической ситуацией​, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». В первом квартале 2015 года, когда поменяются ценники, спрос на автомобили упадет, зато стабилизируется ситуация на авторынке.

До сих пор проблемы первичного рынка автомобилей стимулировали спрос на вторичном. Но не в этот раз. Продажи подержанных автомобилей в ноябре упали на 12,2%, до 479 тыс. штук, подсчитал «Автостат». Продажи новых машин снизились лишь на 1,1%, до 229,4 тыс. штук, по данным АЕБ. Просто из-за девальвации первичный рынок стал выгоднее, поясняет Беспалов. Но это ненадолго, добавляет аналитик, скоро потребительский спрос снова сместится в сторону рынка б/у.