Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 21:29 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  21:00   USD НАЛ. Покупка 56,14 Продажа 56,15 EUR НАЛ. 60,25 60,40 «Не озлоблять молодежь»: почему в Думе заступились за арестованных Политика, 20:58 «Оппозиционные» экономисты предложили альтернативу реформам властей Экономика, 20:29 Китайская Petrochina инвестирует в «Силу Сибири» до $3,2 млрд Бизнес, 20:27 Утвержден порядок отключения связи при контртеррористических операциях Технологии и медиа, 20:24 Booking.com объяснил причину приостановки работы сервиса в Турции Бизнес, 20:23 Украинский суд обязал вернуть государству авиакомпанию Коломойского Политика, 20:14 Самые спорные строительные проекты в Москве Общество, 20:13 Глава Крыма объявил день после Пасхи выходным Общество, 20:09 Бывший спикер парламента Бразилии получил 15 лет тюрьмы за коррупцию Политика, 19:58 На основателя «Юлмарта» завели уголовное дело из-за жалобы налоговиков Бизнес, 19:42 Жертвами обрушения кровли в Беслане стали три человека Общество, 19:24 Акционеры VimpelCom одобрили переименование холдинга в VEON Бизнес, 19:20 Биржевой курс евро упал ниже 60 руб. Финансы, 19:15 Ретейлер «О'кей» окончил 2016 год с убытком Бизнес, 19:08 СМИ сообщили о двух убитых боевиках в перестрелке в горах Чечни Общество, 19:03 Рособрнадзор запретил прием в институт кино и телевидения в Петербурге Общество, 19:00 «Роснефть» ответила на претензии Кадырова Политика, 18:30 Глава Минприроды сообщил о планах «Роснефти» пробурить скважину в Хатанге Бизнес, 18:29 Порошенко дал поручение о прекращении огня в Донбассе Политика, 18:27 НАТО обеспокоено признанием Россией паспортов ДНР и ЛНР Политика, 18:26 S&P отозвало кредитные рейтинги у связанного с РПЦ банка «Пересвет» Финансы, 18:21 ЦБ подвел итоги реформы рынка микрофинансирования Финансы, 18:12 Власти объяснили аренду земли рядом с «дачей Медведева» за 40 руб. в год Политика, 18:06 Эрмитаж рассказал об обысках ФСБ на территории музея Политика, 18:04 Глава Минэнерго назвал неконструктивной позицию Белоруссии в споре о газе Экономика, 18:03 Реакция на протест: как власть провоцирует рост напряженности в России Николай Миронов политолог, руководитель Центра экономических и политических реформ Мнение, 17:58 Почему Турция сложила «Щит Евфрата» Политика, 17:52
18 дек 2014, 00:52
Роман Асанкин
В России начался дефицит автомобилей из-за неустойчивости рубля
Фото: Getty Images
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя 2016, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя 2016, 16:16 Еще 2987 материалов
Автомобильный рынок переживает драматические времена. Из-за высокой волатильности на валютных рынках ряд производителей приостановили отгрузку автомобилей дилерам, некоторые из которых, в свою очередь, прекратили продажи. Участников рынков, впрочем, эти проблемы уже не пугают – машин в наличии все равно почти не осталось

Стоп машина

Высокая волатильность на валютных рынках привела к тому, что ряд автопроизводителей приостановили отгрузки машин дилерам. Три бренда General Motors (GM) – Opel, Chevrolet и Cadillac – со вторника остановили отгрузки автомобилей дилерам, заявил РБК представитель автоконцерна. Так же поступила Audi. В обеих компаниях не называют точных дат возобновления отгрузок машин, отмечая лишь, что будут внимательно следить за рыночной ситуацией. Поставки остановила и и Jaguar Land Rover, представитель компании говорит, что отгрузку машин возобновится 19 декабря. 

Производители берут тайм-аут, чтобы подождать, пока уляжется паника на валютных рынках и стабилизируются обменные курсы, чтобы эффективно скорректировать цены на модельный ряд. Во вторник днем евро на бирже вырос до рекордного значения 100,74 руб., доллар – до 80,10 руб., но к концу торгов валюта немного скорректировалась. Волатильность на валютном рынке не остановило даже увеличение ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых, соответствующее решение банк принял 16 декабря. В среду курс американской валюты сначала взлетел до 72,70 руб., европейской – до 92,19 руб. Однако затем рубль начал отвоевывать позиции: к 17:34 мск доллар на Московской бирже торговался на уровне 63,15 руб., евро – 78,50 руб.

Производители приступили к корректировке цен еще в ноябре, тогда это делали в основном импортеры машин. В декабре цены стали поднимать почти все. «Автостат», в частности, насчитал 24 компании, в том числе Chevrolet, Great Wall, Opel, Peugeot, Ford и другие. Некоторые автопроизводители за два месяца цены корректировали несколько раз в диапазоне от 0,1 до 30%. В среду о повышении стоимости машин объявила Nissan – на 3–5% в зависимости от конкретной модели.   

Приостановка отгрузки машин может усугубить и без того непростую ситуацию на российском авторынке. Государственная программа утилизации, девальвация рубля и покупательские ожидания резкого роста цен на автомобили в начале следующего года – эти три фактора спровоцировали ажиотажный спрос на машины. Дополнительный спрос добавляют покупатели из стран Таможенного союза и ближнего зарубежья: из-за курсовых разниц стало выгоднее покупать автомобили в России. В результате, уже в конце ноября дилеры стали испытывать дефицит складских запасов, а некоторые модели и вовсе исчезли из продажи.

Склады опустели

По информации дилеров, сейчас, например, практически невозможно купить Hyundai Solaris. Эта модель по итогам января–ноября занимала вторую строчку в топ-25 самых продаваемых моделей на российском рынке (105 тыс. штук из 2,2 млн) после Lada Granta, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). У KIA распроданы три модели – Rio (3-е место), Sportage (19-е), Сee'd  (21-е). Дилеры Audi говорят, что сейчас невозможно купить A3 и А4, в Lexus – модель NX. Toyota Camry (17-е место в топ-25) и Rav 4 (13-е) можно будет купить только в следующем году, утверждают дилеры, то же самое с Jeep Grand Cherokee, Volkswagen Tiguan, Nissan Qashqai (18-е место), Mazda CX-5, Škoda Octavia. Представители автопроизводителей подтверждают дефицит по данным маркам, но утверждать, что их вообще нет в продаже, не стали: машины могли остаться у каких-нибудь региональных дилеров. Модели, которых сейчас нет в продаже, будут поставлены в январе–марте 2015 года, в зависимости от импортера.  

По словам директора департамента по корпоративным продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Храмова, на складах группы остались в основном Audi Q3, Q5, A62; Nissan Teana,X-Trail, Terrano, Sentra, Almera; Infiniti QX70; Citroen Jumper и С4; ŠkodaOctavia, Rapid; есть машины Porsсhe. Остальные модели представлены уже в ограниченном количестве. Другие дилеры отказались раскрывать складские запасы.

Валютная пауза

Проблемы авторынка, впрочем, дефицитом моделей и ростом цен не ограничиваются. Из-за резких скачков обменных курсов валют некоторые дилеры во вторник были вынуждены приостановить продажи автомобилей, среди них крупнейшие в стране Major Auto, «Авилон», «Транстехсервис» (ТТС) и «БалтАвтоТрейд». Понадобилась пауза для пересмотра цен, рассказывали источники в нескольких компаниях. В ситуации прогрессирующей девальвации и дефицита машин дилеры приняли правильное решение остановить продажи, считает президент Ассоциации РОАД Владимир Моженков. На фоне укрепления рубля в среду, к обеду дилеры стали возобновлять продажи, в основном с новыми ценами.

Представитель «Авилона» заявил, что компания не останавливала продажи автомобилей, имеющихся в наличии: в данный момент речь идет о возможном пересмотре цены на автомобили 2015 года. Сейчас практически все автомобили брендов компании распроданы, добавил собеседник.

Проблемы участникам рынка создает в основном полная неопределенность с курсом рубля и экономической ситуацией​, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». В первом квартале 2015 года, когда поменяются ценники, спрос на автомобили упадет, зато стабилизируется ситуация на авторынке.

До сих пор проблемы первичного рынка автомобилей стимулировали спрос на вторичном. Но не в этот раз. Продажи подержанных автомобилей в ноябре упали на 12,2%, до 479 тыс. штук, подсчитал «Автостат». Продажи новых машин снизились лишь на 1,1%, до 229,4 тыс. штук, по данным АЕБ. Просто из-за девальвации первичный рынок стал выгоднее, поясняет Беспалов. Но это ненадолго, добавляет аналитик, скоро потребительский спрос снова сместится в сторону рынка б/у.