Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 8:27 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 58,10 Продажа 58,16 EUR НАЛ. 61,80 61,79 СМИ сообщили о возможной покупке Индией российских С-400 за $5,8 млрд Бизнес, 07:34 В Донбассе два предприятия Ахметова прекратили работу из-за блокады Политика, 07:02 Глава фонда Доктора Лизы запланировала поездку в Донбасс в начале марта Общество, 06:38 Инициатор закона о праве на забвение лишился ученой степени Общество, 06:18 При падении самолета на торговый центр в Австралии погибли пять человек Общество, 06:03 СМИ узнали об обсуждении в правительстве ограничения расчетов наличными Экономика, 05:49 Эксперты предложили снизить скоростной лимит в Москве Общество, 05:17 Суд в Риге признал законным штраф Ушакову за русский язык в Facebook Политика, 04:55 Сбербанк предложили лишить монополии на выплату пенсий военным Финансы, 04:12 Три человека пострадали при пожаре в общежитии академии Сеченова в Москве Общество, 03:41 Пушков охарактеризовал работу Чуркина как «дипломатический подвиг» Политика, 03:15 Полиция Стокгольма открыла огонь из-за массовых беспорядков Политика, 03:15 Совбез ООН принял заявление в связи с кончиной Чуркина Политика, 02:40 В Австралии легкомоторный самолет упал на торговый центр Общество, 02:16 Предложившего план по снятию санкций депутата рады исключили из фракции Политика, 01:48 СК возбудил дело после ранения человека подростком в московском тире Общество, 01:25 На востоке Москвы произошел пожар в общежитии академии имени Сеченова Общество, 01:09 В Москве задержали 14 активистов «Другой России» Политика, 00:35 10 лет в ООН: чем запомнился Виталий Чуркин Политика, 00:23 В посольстве России в США назвали предварительную версию смерти Чуркина Политика, 00:10 «Нужно дать Трампу время»: почему американцы голосовали за миллиардера Фотогалерея, 00:03 Банки оценили риски от новых международных требований к безопасности Финансы, 00:02 К группе «Антарес» Евгения Ройтмана подали иск о банкротстве Технологии и медиа, 00:01 Кремль подготовится к выдвижению Путина в президенты в последний раз Политика, 00:00 СМИ узнали подробности гибели российских военных в Сирии Политика, Вчера, 23:21 Трамп назначил преемником Флинна сторонника российской военной системы Политика, Вчера, 23:16 Саманта Пауэр заявила об опустошенности из-за смерти Чуркина Политика, Вчера, 23:04
18 ноя 2014, 00:03
Сергей Стариков
Utair выведет туристов Anex Tour в дочернюю компанию
Гендиректор Utair Андрей Мартиросов объясняет необходимость выделения чартерного бизнеса репутационными рисками авиакомпании. Туристы не видят разницы между полетом на  отдых и регулярними рейсами Фото: Transport Photo Images
Anex Tour – крупная туристическая компания, работающая на массовых направлениях Турции, Таиланда и Египта – до конца года выведет 11 самолетов из состава парка авиакомпании Utair в дочернюю структуру – «Катэкавиа». После такого маневра компания Андрея Мартиросова формально «потеряет» около миллиона пассажиров

Utair уходит в дивизионы

О том, что наблюдательный совет Utair принял решение о выделении чартерного бизнеса в отдельную компанию, РБК рассказал гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов.

«Катэкавиа» – «дочка» Utair, рассказал гендиректор авиакомпании. Ей Utair передает девять Boeing-757 в рамках плана по разделению всего бизнеса на дивизионы, говорит Мартиросов. По словам Мартиросова, для компании это важно, так как «перевозчик не формирует лицо продукта», и Utair несет репутационные потери, так как «чартерный проект прочно ассоциируется с ней». «Мы и дальше готовы управлять этими лайнерами, но его все же надо разделить. Мы решили этот продукт выделить, и Anex Tour нас поддержал», – сказал Андрей Мартиросов. Перевод самолетов в «Катэкавиа» будет завершен до конца 2014 года. Эти самолеты заполняет туристами компания Anex Tour. 

По словам собеседника РБК, знакомого с процессом передачи самолетов в Utair, «Катэкавиа» уже подала документы в Росавиацию, и решение о расширении флота будет согласовано в ближайшее время. Официальный представитель Федерального агентства не стал это комментировать. Управляющий авиаперевозками Anex Tour Танер Кара не стал комментировать решение туркомпании.

Согласно сайту Anex Tour, в 2013 году услугами компании воспользовались 1,6 млн туристов. Компания не раскрывает объем туристов, которые были перевезены на собственных самолетах. Компания также перевозит на самолетах Utair не только собственных пассажиров, но и продает блоки мест сторонним туристическим операторам.

Источник РБК, близкий к туристической отрасли, отмечает, что на этих самолетах авиакомпания перевозила более 1 млн пассажиров в год. Всего, по данным Росавиации, по итогам 2013 года Utair перевезла 8,1 млн пассажиров, заняв третье место в России по этому показателю.

Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий отмечает, что стратегия разделения на дивизионы приводит к большей прозрачности деятельности всех бизнес-единиц. «В таких условиях становится понятно, где возникают расходы и доходы и исключается внутреннее кросс-финансирование разных видов деятельности. Это может привести к падению продаж, но доля рынка не может быть важнее прибыльности», – считает эксперт.

Anex Tour встает на крыло

Идея создания своей авиакомпании возникла у Anex Tour в начале 2010 года. Первые два самолета Boeing 757-200 туроператор планировал поставить под флаг «дочки» «Аэрофлота» – «Донавиа». Но позже компания поменяла решение, начав сотрудничество с Utair. К концу этого года парк собственных самолетов Anex Tour, поставленный под флаг Utair, будет насчитывать 12 самолетов, среди которых 9 Boeing-757-200, два Boeing 767-300 и Boeing 767-200, сказано на сайте Anex. Всего туроператор занимается загрузкой 19 самолетов Utair, к перечисленным выше прибавляются три Boeing 737-800, один Boeing-737-500, а также Boeing-737-800 и А-321, которые принадлежат авиакомпании.

Самолеты туроператор взял в лизинг на пять лет за счет собственных средств, заявлял РБК в 2010 году совладелец компании Серхат Кочкар. Позже представители Anex Tour говорили о желании получить собственное свидетельство эксплуатанта, однако от этой идеи в итоге отказались. Вчера Серхат Кочкар не отвечал по мобильному телефону.

Авиакомпания «Катэкавиа» была основана 26 декабря 1995 года. В 2012 году вошла в группу компаний Utair как перевозчик, специализирующийся на рейсах в Красноярском крае, Сибирском регионе и восточной части России. Согласно сайту перевозчика, у авиакомпании 31 воздушное судно: двадцать три – Ан-24РВ, пять – Ту-134А, один – Ан-26Б, два – Ан-26-100. Все самолеты базируются в аэропортах Красноярска – Емельяново и Черемшанка, Сыктывкаре, Сургуте, московском Внуково и других.

Идея создания туристическим оператором собственной авиакомпании лежит на поверхности, утверждает гендиректор ООО «Пегас» Анна Подгорная. «Наличие собственной авиакомпании позволяет туроператору быть более гибкими и оперативными на рынке», – отмечает она, называя это преимуществом. В тоже время Анна Подгорная называет и один из недостатков: авиационная деятельность – это другой вид деятельности, нельзя ее смешивать с туристической. «Она подчиняется другим видам бизнеса», – отмечает она.

Вывод из парка авиакомпании самолетов, работающих на туристических направлениях, нивелирует риски крупного туроператора, отмечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, работа авиакомпании под крупным туроператором – рыночная практика. «Для материнской компании Utair это вывод непрофильного бизнеса из структуры и оптимизация издержек. В то же время рост пассажиропотока в Utair на международных линиях происходил в большем случае благодаря взаимодействию с туристической компанией», – отмечает Олег Пантелеев.


Туроператоры со своими авиакомпаниями

Pegas и Nord Wind

На сегодняшний день ряд отечественных туристических операторов обзавелись своими авиакомпаниями. Самым интересным стал опыт компании Pegas Touristik, которая организовала авиакомпанию Nord Wind (юридическое название – ООО «Северный ветер»). Авиакомпания была создана в разгар кризиса 2008 года и базируется в аэропорту Шереметьево. Флот перевозчика состоит из 32 самолетов, среди которых Boeing 757 (шесть штук), Boeing 767 (восемь). По итогам 2013 года авиакомпания стала самым крупным чартерным перевозчиком в России, заняв седьмое место и перевезя 3,65 млн пассажиров.

Tez Tour и I Fly

В 2009 году близкие к Tez Tour структуры создали авиакомпанию I Fly. В то же время туристическая компания по-прежнему остается одним из крупнейших покупателей блоков мест у крупнейших российских авиакомпаний. На сегодняшний день перевозчик эксплуатирует пять самолетов Boeing 757-200 и два Airbus A330-300. Средний возраст авиапарка компании составляет 15,8 года. По итогам 2013 года авиакомпания перевезла 1 млн пассажиров, заняв 17-е место в гражданской авиации.

TUI Russia 
и «Когалымавиа»

Однако были и неудачные опыты сотрудничества туристических компаний с перевозчиками. TUI Russia («ТУИ Россия» – СП европейской TUI Travel PLC и финансовой компании S-Group Capital Management) на базе ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» создала в 2012 году торговую марку Metrojet. В рамках совместной работы в 2012 году перевозчик произвел ребрендинг трех A321, которые получили раскраску туроператора. Сообщалось, что контракт об эксклюзивном использовании самолетов был рассчитан на три года с возможностью продления. По данным TUI Russia, она обслуживает более 800 тыс. туристов в год. Сама авиакомпания «Когалымавиа» перевезла по итогам 2013 года 1,18 млн пассажиров, заняв 14-е место в гражданской авиации. В августе 2014 года объявила о смене авиаперевозчика, уйдя в Orenаir (ОАО «Оренбургские авиалинии», группа «Аэрофлот»).