Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Минпромторг определил критерии для присвоения знака «Сделано в России»

Минпромторг выбрал критерии, которым должны соответствовать товары, чтобы получить маркировку «Сделано в России». Эксперты сомневаются в полезности знака, если не будут учитываться качество товара и участие других стран в его производстве
Фото: Lori
Фото: Lori

Семейство знаков

Минпромторг работает над проектом «Сделано в России» — системой маркировки и идентификации товаров, произведенных в России, — с 2014 года. Основная цель инициативы, реализация которой назначена на 2017–2018 годы и период до 2025 года, — увеличить лояльность россиян к такой продукции. Концепция программы (есть в распоряжении РБК) сейчас направлена на согласование, в частности, в Минсельхоз и Минэкономразвития, подтвердили РБК ее разработчики.

Согласно документу получить знак «Сделано в России» сможет любой товар, произведенный на территории страны и имеющий сертификат соответствия. Качество продукции при этом учитываться не будет. Как следует из документа, один из принципов программы — «равный доступ российских производителей к использованию знака «Сделано в России» на основе критериев происхождения и безопасности продукции вне зависимости от качества производимых товаров». К производителям могут предъявляться и дополнительные требования, например по содержанию отечественного сырья в продукте.

В дальнейшем на основе данной маркировки должно возникнуть целое «семейство» знаков — «Выращено в России», «Российский дизайн», «Вручную сделано в России» и др., указывается в презентации Минпромторга.

Предоставлять права на использование знака «Сделано в России» будет АНО «Российская система качества» (Роскачество), созданная в 2015 году по инициативе правительства для повышения уровня доверия к отечественным товарам. Организация проводит исследования, на основании которых предлагает производителям, чья продукция соответствует повышенным требованиям, получить российский «Знак качества».

При присвоении «Знака качества» для разных категорий товаров доля российского сырья может быть разной. В частности, для рыбной продукции она составляет 100%, а для товаров легкой промышленности — только 40%, рассказал РБК представитель Роскачества​. «Такой разброс уровня локализации связан с тем, что сырье для производства некоторых товаров, к сожалению, практически не производится в нашей стране. Например, хлопок», — объясняет собеседник РБК. Роскачество предполагает, что аналогичная методика будет применяться и в случае с маркировкой «Сделано в России».

Мотивация Минпромторга

«Сегодня по-прежнему престижно пользоваться иностранными товарами», — отмечается в концепции проекта «Сделано в России». В то же время наблюдается рост доверия к отечественным товарам — правда, прежде всего это касается продовольствия. В случае с одеждой, обувью, бытовой техникой и автомобилями россияне предпочитают зарубежных производителей, констатируют авторы проекта.

Министерство ссылается на положительный зарубежный опыт и исследование организации по изучению общественного мнения «ЕвроБарометр» четырехлетней давности. Тогда 71% граждан ЕС заявили, что место происхождения товара является для них значимым фактором, для 34% — определяющим. «Эффект страны происхождения» (положительное отношение к производимой в стране продукции)  — важнейший инструмент госполитики. «Покупка товара тесно связана с представлениями потребителей о стране происхождения», делают вывод авторы концепции.

Засилие фейков

Маркетолог и генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц обращает внимание на то, что в России уже существует множество знаков и обозначений с «такой же логикой». «Большей части [торговых] марок это не помогло, их не замечали», — говорит он.

Минпромторг тоже признает избыток существующих на сегодня «знаков качества», отмечая, что в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации их насчитывается 1147, при этом 30 из них содержат в своих названиях указание на Россию, Российскую Федерацию, а 60 — наименования российских субъектов. Некоторые наиболее известные подобные маркировки называются в сопроводительной презентации фейками [от англ. fake — подделка], поскольку они присваиваются за прямое или скрытое вознаграждение, уверены в министерстве. В отличие от них право использования знака «Сделано в России» будет предоставляться на безвозмездной основе, обещают разработчики проекта.

Именно Роскачество отвечает за другой формат маркировки товара, придуманный министерством, — собственно по критериям качества. С 2015 года производитель может получить национальный «Знак качества» и разместить его на упаковке своего товара. Единственное условие — это проверка качества товаров экспертами, «услуги которых необходимо оплатить», указывало ранее министерство. Сейчас процедура для производителей абсолютно бесплатна, уверяют в Роскачестве. В прошлом году «Знаки качества» получили первые 12 компаний — все из сектора легкой и пищевой промышленности.

«Съедено в России»

Исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев не уверен, что массовая маркировка продукции знаком «Сделано в России» поможет продвижению отечественных товаров. На каждом из них согласно требованиям законодательства и так написано, где он произведен, указан юридический адрес, напоминает эксперт. «Мне кажется, этот знак не должен присваиваться только потому, что товар произведен на территории России, если мы хотим сделать его действительно весомым в глазах потребителей», — подчеркивает Поповичев.

Для сравнения, национальный лейбл Италии — Made in Italy — разрешается использовать на упаковке только при условии, что большая часть производственного процесса прошла на территории Италии, а качество сырья и продукции подтверждены соответствующими сертификатами. При этом производителю приходится постоянно подтверждать право использования национальной маркировки.

Теоретически потребность в таком знаке есть и у нашей страны, но необходимо понимать его релевантность, говорит директор по стратегии брендингового агентства Depot WPF Фара Кучкаров. «Если мы хотим замахнуться на электронику, то будем конкурировать с Японией, которая и без значка в этой категории сильна», — приводит пример эксперт.

Сами производители относятся к инициативе Минпромторга по-разному. Как заявила РБК пресс-служба «Черкизово», подобные знаки помогают увеличить лояльность покупателей и особенно хорошо работают в регионах в категориях ультрафреш. Потребители считают, что «свой» продукт более свежий и натуральный.

​Лояльность формируется не на основании географической привязки, а на основании качества, сервиса и удовлетворения покупателя, возражает гендиректор производителя зубной пасты Splat Евгений Демин. Глобально знак, что продукт «сделан в России и съеден в России», ничего не изменит, заключает бизнесмен.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Сбербанк назвал топ-5 самых торгуемых среди своих клиентов акций Инвестиции, 10:29
Есть ли у рупии шанс стать мировой валютой — The Economist Pro, 10:29
В Литве начались военные учения США «Удар меча» Политика, 10:25
NASA сообщило о взрыве уникальной звезды в 2024 году Общество, 10:24
Российский призер Олимпиады в плавании Морозов завершил карьеру Спорт, 10:20
Apple убрала WhatsApp и Threads из App Store в Китае Технологии и медиа, 10:20
Биткоин восстановился после падения ниже $60 тыс. Крипто, 10:18
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Москва и Петербург вышли в лидеры по падению выдач льготной ипотеки Финансы, 10:08
Ефимов заявил о новых льготах при строительстве офисов внутри ТТК Город, 10:05
Рост предложения в Москве и Петербурге привел к снижению цен аренды жилья Недвижимость, 10:04
Эксперты раскрыли самую массовую схему по взлому аккаунтов в Telegram Технологии и медиа, 10:00
Топ-3 мягких навыка для успешной карьеры в IT Pro, 09:59
Один из летчиков разбившегося на Ставрополье Ту-22М3 погиб Политика, 09:57
«Астра» разместила на бирже акции на общую сумму ₽11,7 млрд Инвестиции, 09:55