Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 21:50 МСК
Почти половина россиян поддержали введение «налога на тунеядцев» Общество, 21:18 Минфин предложил компромиссный вариант изъятия у нефтяников 232 млрд руб. Бизнес, 21:14 В Швеции предложили вернуть военную службу по призыву в 2018 году Общество, 21:10 Лучшие предложения рынка наличной валюты  21:00   USD НАЛ. Покупка 64,10 Продажа 64,12 EUR НАЛ. 71,79 71,71 КС отказался рассматривать запрос о сносе павильонов в Москве Общество, 20:49 В Подмосковье стоматолога отстранили от работы из-за смерти ребенка Общество, 20:33 Суд пересмотрит решение в пользу союза правообладателей Михалкова Технологии и медиа, 20:29 Папа римский предрек участникам бомбардировок Алеппо «ответ перед богом» Общество, 20:15 СКР провел обыски у бывшего учителя московской 57-й школы Общество, 20:05 Сенат США преодолел вето Обамы на закон об исках к Саудовской Аравии Политика, 19:36 Ощадбанк заявил о выигранном у Сбербанка деле о торговой марке Финансы, 19:34 Deutsche Bank продал страховое подразделение в Британии за $1,2 млрд Финансы, 19:29 «Бук» из России: как западные СМИ освещали отчет о причинах гибели MH17 Политика, 19:13 СКР сообщил о первом задержанном после обысков в Ространснадзоре в Москве Политика, 19:04 Компания King Servers заблокировала атаковавшие США серверы Политика, 18:47 Российская легкоатлетка получит медаль ЧМ-2007 из-за допинга соперницы Спорт, 18:46 Минобороны опровергло доставку «Бука» в Донбасс из России Политика, 18:45 США пригрозили прекратить сотрудничество с Россией по Сирии из-за Алеппо Политика, 18:36 Офис по-быстрому: как заработать на коворкинге Свое дело, 18:04 Сбербанк сообщил о рекордном росте потребительских кредитов Финансы, 18:02 Минздрав поручил провести проверку по факту смерти девочки в Подмосковье Общество, 17:59 Суд со второй попытки собрал присяжных по делу об убийстве Немцова Политика, 17:46 Глава ФАС призвал сказать «нет» внутрироссийскому роумингу Технологии и медиа, 17:37 Кураторы выставки «Без смущения» назвали условие ее возобновления Общество, 17:32 Gunvor рассказала об участии в своем бизнесе «друга детства» Путина Бизнес, 17:18 Минфин поддержал идею обязать неработающих россиян платить за лечение Общество, 17:17 Российский МИД увидел «выдуманные результаты» в расследовании гибели MH17 Политика, 17:13 Три человека погибли при взрыве на полигоне в Ленинградской области Общество, 17:09
17 янв, 23:42
Роман Асанкин
Пять миллиардов до границы: помогут ли автопрому новые субсидии
Фото: FotoImedia
Государство поддержит продажи российских автомобилей за рубежом, выделив 5 млрд руб. на компенсацию перевозки машин до границы. Это может помочь экспорту, который падает, даже несмотря на девальвацию рубля

5 млрд до границы

Правительство планирует выделить дополнительные 5 млрд руб. на поддержку российских автопроизводителей в 2016 году, заявил журналистам министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Деньги пойдут на транспортировку автомобилей по России до границы для последующего экспорта. «Председателем правительства дано поручение окончательно обсчитать и внести уже нормативные акты в правительство для утверждения, это на весь год», — сказал Мантуров (цитата по ТАСС). Других деталей господдержки он не раскрыл, в Минпромторге на запрос РБК не ответили.

Речь идет о субсидировании перевозок автомобилей, в том числе грузовых автомобилей и автобусов, всеми видами транспорта (в первую очередь железнодорожные и автоперевозки) до точек пограничного перехода, пояснил РБК топ-менеджер крупного российского автопроизводителя, знакомый с предложением Минпромторга. По его словам, механизм распределения субсидий пока уточняется, он будет зависеть от заявленных автопроизводителями объемов экспорта на текущий год. В Sollers подтвердили, что нормативы компенсации логистических расходов автопроизводителей только разрабатываются. До сих пор перевозки машин для дальнейшего экспорта никогда не субсидировались, уточнили в двух компаниях.

Предложения по поддержке экспорта автомобилей разрабатывала дочерняя структура Внешэкономбанка — Российский экспортный центр (РЭЦ), который возглавляет первый заместитель председателя ВЭБа Петр Фрадков, уточнил РБК собеседник на одном из автозаводов. Представитель РЭЦ не смог оперативно ответить на запрос РБК.

Рубль падает, экспорт — тоже

В октябре прошлого года президент России Владимир Путин призывал российских автопроизводителей воспользоваться экономической ситуацией для развития экспортных продаж. «Дело не в кризисе, а в разнице в курсах валют — национальной валюты, иностранных валют по отношению к рублю. Это абсолютные конкурентные преимущества, которые, безусловно, наши производители должны использовать, в том числе не только для освоения собственного рынка, но и для продвижения на внешних», — сказал он журналистам (цитата по ТАСС).

Фотогалерея 10 самых продаваемых машин в России в 2015 году По итогам 2015 года российский авторынок упал на 35,7%. В кризисный год россияне купили 1,6 млн машин, что на 890 тыс. меньше, чем в 2014-м, говорится в отчете Ассоциации... Показать 10 фотографий

Девальвация рубля, которая дает российским автопроизводителям ценовые конкурентные преимущества на внешних рынках, продолжается уже полтора года, но объемы экспорта автомобилей из России все равно относительно невелики — на экспорт отправляется 6% легковых автомобилей и 15% грузовых (это следует из данных «АСМ-холдинга» и Федеральной таможенной службы за январь—ноябрь 2015 года). Более того, объем продаж на внешних рынках снижается — за 11 месяцев прошлого года из России было вывезено на 25% меньше легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, грузовых — на 15%.

Субсидирование внутренних перевозок поможет в развитии экспорта и всего автопрома, считают на КамАЗе и «Хендэ Мотор СНГ». За счет продаж на внешних рынках автопроизводители смогут частично компенсировать затяжное падение продаж на внутреннем. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году объем российского авторынка сократился на 35,7%, до 1,6 млн машин. В этом году, по разным оценкам, продажи могут упасть еще на 5–25%.

Вместе с тем источник РБК в другом иностранном автоконцерне считает, что решение Минпромторга просубсидировать внутренние перевозки существенно экспорту не поможет. «Основные затраты приходятся именно на внешнюю логистику, особенно если речь идет о морском фрахте», — говорит он. По словам собеседника РБК, обсуждался и вариант более широкой господдержки экспорта — субсидирование всего логистического плеча, но Минпромторг эту идею отверг из-за отсутствия дополнительных средств.

Кто куда везет​

О планах развивать экспортные направления продаж ранее заявлял АвтоВАЗ (продажи Lada в России, по данным АЕБ, в 2015 году упали на 31%, до 269,1 тыс. машин). Сейчас компания ведет переговоры с «Рейлтрансавто» — дочерней компанией РЖД, специализирующейся на перевозках автомобилей, о поставках в Европу, рассказал РБК президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. «Рейлтрансавто» — давний логистический партнер АвтоВАЗа, поэтому постоянно работаем над новыми транспортными проектами, оптимизируем имеющиеся маршруты в целях сокращения издержек», — сказал представитель железнодорожной компании, добавив, что конкретных предложений по направлениям и объемам от АвтоВАЗа пока не поступало. Кроме АвтоВАЗа, с запросами об экспорте автомобилей никто из российских автопроизводителей не обращался, добавили в «Рейлтрансавто».

Фотогалерея 10 самых популярных автомобилей кремлевского хозяйства Ford для чиновников попроще и BMW для тех, кто посолиднее. Управделами президента в вопросах выбора автомобилей консервативно — машины этих марок оно заказывает больше... Показать 10 фотографий

У некоторых российских автопроизводителей экспорт составляет существенную долю продаж. Например, российское подразделение Hyundai, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», в 2015 году продало на экспорт 14,2 тыс. автомобилей (с учетом 3 тыс. Kia Rio, которые также производятся на российском заводе Hyundai). Из них 10,3 тыс. машин уехали в Казахстан, 2,5 тыс. — в Египет и Ливан, отметили в компании. Это почти 10% от продаж компании в России (в 2015 году продажи Hyundai снизились на 10%, до 163 тыс. машин). Завод планирует увеличивать продажи на текущих рынках присутствия, сказали РБК в «Хендэ Мотор», не уточнив конкретных планов.

Примерно такая же доля экспорта у УАЗа (входит в группу Sollers Вадима Швецова), который традиционно поставляет внедорожники в страны ближнего зарубежья и развивает продажи на рынках дальнего (Никарагуа, Боливия, Монголия, Гана, Сербия, Чехия, Куба, Вьетнам). В 2015 году на экспорт было отправлено 4,9 тыс. внедорожников, а всего продажи УАЗа в России составили в 2015 году 48,7 тыс. машин. Планы на 2016 год не раскрываются. Другие автопроизводители, имеющие сборочные производства в России, на запросы РБК не ответили.