Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:55 МСК
Продажа активов помогла «Интер РАО» увеличить полугодовую прибыль втрое Бизнес, 15:51 Турция через Россию уведомила Дамаск о начале военной операции в Сирии Политика, 15:40 Путин отказался от поездки на матч по футболу между Россией и Турцией Общество, 15:39 СМИ узнали имя нового главы управления собственной безопасности ФСБ Политика, 15:36 Папа римский встретился с основателем Facebook Марком Цукербергом Технологии и медиа, 15:34 Один из претендентов на «Башнефть» попросил изменить условия приватизации Бизнес, 15:34 Песков отказался комментировать возможные удары России и США по Алеппо Политика, 15:33 Кремль счел некорректным вопрос о возможной дестабилизации в Узбекистане Политика, 15:19 МИД назвал устаревшим договор об обычных вооружениях в Европе Политика, 15:08 СК нашел надругавшегося над девочкой в самолете мужчину Общество, 15:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 65,07 Продажа 65,07 EUR НАЛ. 72,84 72,86 СБУ назвала ложной информацию о «секретной тюрьме» в Харькове Политика, 14:52 Порошенко уволил главу администрации президента Политика, 14:49 Войска ПВО Западного округа вывели С-300 и С-400 на учебные стрельбы Общество, 14:42 Работники поставщика АвтоВАЗа перекрыли трассу из-за долгов по зарплате Бизнес, 14:40 Курс евро на завтра  14:36 EUR ЦБ 72.7996 -0.2896 Курс доллара на завтра  14:36 USD ЦБ 65.081 +0.3430 Расплата за снос: стоит ли судиться с московской мэрией? Александр Зелепухин руководитель направления «Недвижимость и строительство» коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Мнение, 14:35 «Укроборонпрому» поручили создать не уступающее российскому оружие Политика, 14:27 СМИ узнали об обсуждении скоординированных ударов России и США по Алеппо Политика, 14:13 Срок следствия по «болотному делу» продлен до марта 2017 года Политика, 14:10 «Эксмо» подало к «Яндексу» иск о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, 14:09 «Аэрофлот» закончил полугодие прибылью впервые с 2013 года Бизнес, 14:02 «Уралкалий» заключил контракт на поставку калия в Китай Бизнес, 14:00 В партии Порошенко назвали имя нового главы администрации президента Политика, 13:46 Иран заявил о вторжении в воздушное пространство страны дрона США Политика, 13:31 В ресторане Burger King нашли тело мужчины Общество, 13:22 После взрыва у Института криминологии в Брюсселе задержали пять человек Политика, 13:16
16 ноя 2015, 18:40
Анна Левинская
Интернет-ретейлер Enter закрыл все свои магазины
Магазин Enter, 2013 год Фото: Сергей Карпов/ТАСС
Интернет-ретейлер Enter, задолжавший поставщикам более 1 млрд руб., продолжает сокращать издержки: компания отказалась от всех офлайновых магазинов. Последние несколько десятков точек были закрыты в конце прошлой недели

В прибыль не вышли

На прошлой неделе компания Enter закрыла все свои монобрендовые офлайновые магазины, сообщил РБК один из ее партнеров. Эту информацию подтвердил гендиректор онлайн-ретейлера Михаил Рубин. По его словам, последние 30 розничных точек сети были закрыты 12 ноября. Продолжили работу только пять магазинов под брендом Tchibo, запущенные Enter совместно с одноименным немецким ретейлером.

«Мы полностью переходим на онлайн-модель работы. Модель с офлайновыми магазинами полностью себя изжила», — говорит Рубин. По его словам, Enter будет сотрудничать со сторонними пунктами выдачи товаров, а также продолжит развивать доставку на дом и партнерский проект «магазин в магазине» в «Евросети».

Закрытие собственных магазинов было вызвано их убыточностью, объяснил Рубин, опыт показал, что сервис доставки стоит дешевле: на единицу проданного товара расходы магазина составляли около 2 тыс. руб., при этом средний чек был не намного выше — 3 тыс. руб.; доставка же с учетом всех расходов на инфраструктуру обходится в 200–500 руб. в зависимости от региона.

От своих офлайновых магазинов Enter избавлялась постепенно: на начало 2014 года, как сообщала компания, у Enter было 128 точек, в середине 2015-го — около 100.

Еnter, по задумке бывшего владельца ретейлера Максима Ноготкова и его партнера Сергея Румянцева, должна была стать российской копией британского Argos — мультиканальным ретейлером. Был придуман гибрид традиционной и онлайн-торговли, когда потребитель может заказать товар дистанционно, а забрать в магазине. Магазины задумывались как шоу-рум, в которых покупатель может выбрать и заказать товар при помощи электронных терминалов, получить свои заказы. Несколько лет назад топ-менеджеры Enter рассчитывали, что компания выйдет на операционную безубыточность в 2015 году, количество магазинов увеличится до 1 тыс., а оборот будет исчисляться миллиардами долларов.

Новый собственник и кредитор

Компания Enter была основана экс-владельцем группы «Связной» Максимом Ноготковым в 2011 году. В ноябре 2014-го Ноготков не смог расплатиться по кредиту, полученному от группы ОНЭКСИМ, — $120 млн. Долг был оформлен на компании Enter, Trellas, операционные структуры сети «Связной» и другие фирмы. При этом суммарный долг Enter перед Trellas и Промсвязьбанком составлял 6,5 млрд руб.

Сейчас «Связной», Связной банк, Enter и другие проекты контролирует группа Solvers, принадлежащая Олегу Малису. 21 октября 2015-го Solvers выкупила у Промсвязьбанка права требования по задолженности Trellas и Enter, которая была обеспечена активами ретейлера, таким образом Малис стал и основным владельцем, и основным кредитором Enter.

Enter не раскрывает отчетность уже девять месяцев. По собственным данным компании, ее валовый оборот в 2014 году достигал 9 млрд руб. (+22% к 2013-му). По данным СПАРК, выручка Enter в прошлом году составляла чуть менее 7,66 млрд руб., чистый убыток — 3,66 млрд руб. В рейтинге Forbes «20 крупнейших онлайн-магазинов России» за 2014 год Enter занимает восьмое место.

С миллиардом долга

По данным Enter, сейчас ее общая задолженность перед поставщиками равна 1,2 млрд руб., в среднем просрочка составляет полгода. С дистрибьютором техники — торговым домом «Абсолют», на который приходится половина задолженности, Enter уже удалось договориться о реструктуризации долга — об этом обе компании объявили в июне. Ранее Рубин утверждал, что удалось договориться и с другими крупными дистрибьюторами: размер долга перед ними он оценивал в 30% общей задолженности.

В конце октября Enter попросил своих поставщиков поддержать компанию и не обращаться в арбитраж с требованиями о взыскании задолженности за поставленные товары, а также отозвать наложенные судами аресты на счета. Таково было краткое содержание письма к партнерам ретейлера (есть в распоряжении РБК), отправленного 21 октября. Несмотря на это обращение, в ноябре количество исков к Enter от ее контрагентов продолжило расти.

На конец октября, по данным информационной системы Kartoteka.ru, Enter выступал ответчиком​​ по 252 арбитражным делам на общую сумму 850,7 млн руб. По состоянию на 16 ноября количество исков составило уже 262, а сумма выросла до 869 млн руб. Среди компаний, выдвигающих судебные претензии, — поставщики широкого круга товаров: от товаров для детей до электроники и бытовой техники.

Как стало известно РБК, компания снова обратилась к поставщикам: 2 ноября контрагентам Enter было направлено письмо за подписью Рубина, в котором партнерам предложили дисконтные векселя на сумму задолженности без учета пеней, компенсаций и иных начислений. Рубин подтвердил подлинность письма. По его словам, оно было направлено тем компаниям, которые получили исполнительные листы по искам о взыскании задолженности. Рубин сообщил, что некоторые кредиторы согласились получить такие векселя, однако отказался назвать эти компании.

Что стало с другими главными активами Максима Ноготкова

«Связной»

Сеть магазинов по торговле цифровой техникой сегодня насчитывает более 3 тыс. магазинов. По данным компании, ее выручка в 2014 году составила 111 млрд руб., EBITDA — 4,4 млрд руб. В конце 2014 года ГК «Связной», в которую входит ретейлер, не смогла погасить долг перед ОНЭКСИМом Михаила Прохорова, державшим в залоге контрольный пакет материнской компании холдинга, кипрской Trellas Enterprises. В результате у Ноготкова осталось 40,95% Trellas Enterprises, а владельцем 51% стал Олег Малис (ОНЭКСИМ переуступил ему права требования по кредиту).

Pandora

ЗАО «Панклуб» развивает по франшизе в России сеть ювелирных магазинов Pandora. В России насчитывается 322 магазина сети. В мае 2014 года один из крупнейших кредиторов Ноготкова, Сбербанк, выкупил 35% «Панклуба», а также выдал кредит на развитие сети. Весной 2015 года Сбербанк предъявил свое право на обратную продажу (пут-опцион) акций «Панклуба». Однако Trellas не исполнила обязательства по выкупу акций, в результате банк стал владельцем заложенных в качестве обеспечения по предоставленному «Панклубу» финансированию оставшихся 65% акций. В апреле стало известно, что Сбербанк ведет переговоры о перепродаже «Панклуба», причем в числе претендентов рассматривается Олег Малис.

Связной банк

На 1 января 2015 года имел активы на 63,4 млрд руб. По МСФО за 2014 год банк получил убыток в 7,6 млрд руб., что в три раза больше, чем за 2013 год. С 27 апреля 2015 года контроль над банком перешел к компании Олега Малиса North Financial Overseas Corp. В настоящее время для банка ищут санатора. Если поиск не увенчается успехом, на внеочередном собрании 9 декабря акционеры рассмотрят вопрос о ликвидации организации.

Непростые решения 

Онлайн-ретейлеры стараются задействовать все больше кан​алов продаж, но мультиканальность — все-таки серьезный вызов, рассуждает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров: «Пока компания находится на стадии агрессивного стартапа, конфигурации продаж могут быть какие угодно, но как только речь идет о рентабельности, нужно принимать непростые решения. Модель, заложенная в Enter, изначально не была рабочей, это был стартап, который требовал постоянных вливаний и не обладал рыночной силой. Сегодня для многих компаний даже для содержания собственного пункта выдачи нужен очень большой объем продаж, не говоря уже о магазине». Эксперт приводит в пример модель сети «Связной», у которой только в 400 точках из более чем 3 тыс. есть пункты выдачи. «Иначе просто невозможно управлять остатками», — объясняет Бурмистров.

По его мнению, из классичес​ких онлайн-ретейлеров работать по мультиканальной модели получается только у «Юлмарта». Ретейлер делает упор сразу на несколько форматов: небольшие пункты выдачи заказов Outpost, круглосуточные центры исполнения заказов и пригородные центры распределения и исполнения заказов, размещающиеся на площадях свыше 15 тыс. кв. м.

В 2013 году сеть «Эльдорадо» пыталась протестировать пункты выдачи для своих интернет-покупателей, но спустя несколько месяцев свернула проект. Тогда же полностью отказался от офлайновых продаж в пользу доставки на дом онлайн-ретейлер «Утконос».

В начале 2015 года первый российский пункт выдачи открыл китайский онлайн-гигант AliExpress, а августе офлайн-магазин запустил сайт KupiVIP. Пробует работать в гибридном формате и Wikimart — компания открывает магазины-склады: в первой московской точке из 12 тыс. кв. м только 300 кв. м занимает торговая площадь, а остальное — склад. В магазине можно заказать и получить хранящийся здесь же товар — всего 10 тыс. наименований, еще 90 тыс. наименований могут быть выданы только на следующий день.

Онлайн-торговля в цифрах

43 тыс. интернет-магазинов насчитывалось в Рунете в 2014 году. В 2013-м их было 39 тыс.

Около 50 интернет-магазинов, по данным InSales, относятся к категории крупных (имеющих более 1 тыс. заказов в сутки)

713 млрд руб. составил оборот онлайн-торговли в России в 2014 году

30% покупок россиян в денежном выражении пришлось на зарубежные онлайн-магазины

1 трлн руб., по прогнозу InSales, достигнет объем рынка интернет-торговли в 2016 году

$1,3 трлн составил объем мирового рынка электронной коммерции в 2014 году

3,3 тыс. руб. равен средний чек в российских онлайн-магазинах

25,4 млн россиян совершили онлайн-покупки в 2014 году — на 37% больше, чем в 2013 году

26,6% среднесуточных заказов россиян в онлайн-магазинах в 2014 году пришлось на категорию «Одежда и обувь»

40,1% в общероссийском объеме рынка онлайн-торговли приходится на Москву. На втором месте — Санкт-Петербург (11,5%)

Источники: Ассоциация компаний интернет-торговли, InSales