Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
На референдум о независимости Курдистана пришли более 3 млн человек 04:39, Политика На трассе «Дон» в автокатастрофу попал автобус с туристами 04:25, Общество СМИ узнали о предложении «ВИМ-Авиа» отменить все чартеры за 1,5 млрд руб. 04:14, Бизнес Сенатор Маккейн рассказал о своей борьбе с раком 04:13, Политика Порошенко попросил Канаду поделиться разведданными со спутника о России 03:40, Политика «Коммерсант» рассказал о рекордной в истории Минобороны взятке 03:10, Общество Полиция начала проверку в связи с гибелью автоинспектора в Москве 03:02, Общество Москалькова назвала «необъективным» доклад ООН о пытках в Крыму 02:33, Политика СМИ заявили о полной блокировке WhatsApp в Китае 02:31, Общество Белый дом объяснил недовольство референдумом в Иракском Курдистане 02:02, Политика Fox News назвал «фейком» видеозапись испытаний новой иранской ракеты 01:54, Политика Президент Боливии назвал Трампа «самой страшной угрозой для человечества» 01:39, Политика Игра в независимость: почему Курдистан не станет отделяться от Ирака 01:38, Политика Борис Корчевников вернется на «Россию 1» с новой программой 01:20, Общество Госдеп опроверг причастность США к гибели российского генерала в Сирии 00:59, Политика В Киеве рассказали об общей с ЕС, США и Китаем резолюции по миротворцам 00:57, Политика Полиция совершила контролируемый взрыв у посольства КНДР в Лондоне 00:35, Общество Туроператоры предупредили о проблемах с вывозом туристов из-за «ВИМ-авиа» 25 сен, 23:54, Общество В Московской области задержали продавцов фальшивых лекарств 25 сен, 23:33, Общество В центре Москвы Mercedes с номерами «АМР» насмерть сбил сотрудника ГИБДД 25 сен, 23:28, Общество Под Киевом загорелся завод фармацевтического предприятия 25 сен, 23:09, Общество Пришли за «ВИМ-Авиа»: СК возбудил дело из-за массовых задержек рейсов 25 сен, 23:09, Бизнес Тройка Меркель: почему правящие партии Германии получили низкий результат 25 сен, 22:59, Политика Порошенко подписал возмутивший соседние страны закон «Об образовании» 25 сен, 22:58, Политика Участник Fortune Global 500 купит долю в O1 Properties Бориса Минца 25 сен, 22:56, Бизнес «Роснефть» и «Звезда» подписали соглашение о строительстве пяти танкеров 25 сен, 22:50, Бизнес «ВИМ-Авиа» заявила о планах ввести внешнее антикризисное управление 25 сен, 22:39, Бизнес «Ингосстрах» оказался страховщиком ошибок топ-менеджеров «Открытия» 25 сен, 22:36, Финансы
Сечин попросил увеличить долю «Роснефти» на маршруте в Китай
Бизнес, 14 ноя, 2014 00:10
0
Сечин попросил увеличить долю «Роснефти» на маршруте в Китай
РБК стало известно, что нефтяные компании, поставляющие нефть по трубопроводу ВСТО, могут быть вынуждены снизить объемы прокачки сырья в направлении порта Козьмино в общей сложности на 5 млн т в год. Причина – желание «Роснефти» увеличить поставки в Китай
Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» (Фото: ТАСС)

В распоряжении РБК оказалась копия письма главы «Роснефти» Игоря Сечина заместителю главы Минэнерго Анатолию Яновскому, в котором нефтяная компания просит министерство изменить межправсоглашение по поставкам нефти в Китай и скорректировать маршрут поставки дополнительных 5 млн т нефти в год с 2015 по 2017 годы. Предполагалось, что этот объем будет поставлен в Китай по трубопроводу Сковородино – Мохэ, но сейчас Сечин просит перенаправить их в сторону порта Козьмино.

Дело в том, пишет Сечин, что китайская сторона лишь 6 ноября 2014 года уведомила «Роснефть», что из-за ужесточения экологических требований не успевает в срок завершить работы по расширению пропускной способности нефтепровода на собственной территории. Поэтому партнеры из Китая просят изменить направление поставок российской нефти в сторону Козьмино вместо пункта пропуска Мохэ.

В начале недели в интервью каналу «Россия-24» Игорь Сечин говорил, что «Роснефть» получила возможность дополнительно поставлять в Китай до 5 млн т нефти. Он пояснял, это Китай и Россия согласовали дополнительный пункт поставки нефти, помимо Сковородино, где есть ответвление на Мохэ и Дацин. «Роснефть» и CNPC летом 2013 года подписали долгосрочный контракт на поставку в Китай 365 млн т российской нефти в течение 25 лет, глава «Роснефти» оценивал сумму сделки в $270 млрд.

У ВСТО два конечных пункта – порт Козьмино в Приморье, через который в прошлом году было экспортировано 21,3 млн т нефти, и отводка в Китай (Сковородино – Мохэ), через которую поставили 16 млн т. Экспорт нефти через ВСТО приносит компаниям более высокую прибыль, чем по западному направлению. Многие компании стремятся получить доступ к этой трубе, но не всем это удается. Так, ЛУКОЙЛ лишь в прошлом году получил квоту в размере 100 тыс. т в месяц. Есть своя квота у «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»: глава «Транснефти» Николай Токарев в конце 2013 года озвучивал, что «Сургутнефтегаз» просила 9 млн т в год после 2014 года, а «Газпром нефть» – 8 млн т нефти в год, но ей пообещали не более 6 млн т. Иркутская нефтяная компания, по словам председателя ее совета директоров Николая Буйнова, согласовала квоты на прокачку нефти по ВСТО в 2015 году в размере 6 млн т в год, вдвое больше, чем сейчас. у «Башнефти» нет доступа к ВСТО. А более 60% поставок по ВСТО приходится на «Роснефть», подсчитал аналитик «Уралсиба» Алексей Кокин.

Чтобы прокачать дополнительное сырье «Роснефти» в Козьмино, потребуется сократить квоты других экспортеров. Максимальная пропускная мощность «Козьмино» – 30 млн т в год, говорит официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, в этом году план отгрузки – 24,4 млн т. По его словам, сейчас ВСТО II может прокачать около 30 млн т, но при этом в 2015 к трубе необходимо подключить Хабаровский НПЗ с возможностью прокачки 6 млн т в год , а в 2017 году – Комсомольский НПЗ с 8 млн т.  «Кроме того, существует и «очередь» из нефтяников, желающих получить или увеличить объемы своего экспорта в восточном направлении (сейчас премия на ВСТО около 30$ на тонну по сравнению с западным экспортом)», – отметил Игорь Демин. По его словам, Минэнерго и недропользователи пока не уведомляли «Транснефть» об изменении грузопотоков из Козьмино в 2015–17 годах.

Заместитель главы Минэнерго Анатолий Яновский подтвердил РБК получение письма от Сечина. «Письмо получил вчера. Сейчас Минэнерго анализирует, необходимо ли изменение межправсоглашения. Компании, поставляющие нефть в ВСТО, еще не были уведомлены о возможном сокращении квот», – сказал он.

В ЛУКОЙЛе и Иркутской нефтяной компании не смогли прокомментировать инициативу «Роснефти». Источник в ЛУКОЙЛе сообщил РБК, что, хотя у компании в ВСТО небольшие объемы поставок, она не готова уступать их в угоду потребностям поставок по межправсоглашению «Роснефти». Источник в Иркутской нефтяной компании сообщил РБК, что компания будет бороться всеми законными методами за сохранение своих квот по поставкам в ВСТО. При этом, если объемы поставок участников рынка будут сокращены пропорционально по воле властей, это останется только принять. С другой стороны, у компании есть как лицензионные обязательства по добыче нефти, так и контрактные обязательства перед партнерами, которые она не намерена нарушать. В других нефтяных компаниях также неофициально говорят, что не готовы добровольно сокращать объемы экспорта нефти в направлении стран АТР.

Изменение планов «Роснефти» по прокачке нефти по ВСТО из-за форс-мажора китайских партнеров может также ударить по перспективам становления ВСТО маркерным сортом нефти. Ранее президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников прогнозировал, что нефть ВСТО (ESPO) имеет потенциал стать бенчмарком через 3–5 лет, если проводить процедуру регистрации внебиржевых сделок нефтяников, в том числе на экспорт. СпбМТСб также рассматривает возможность введения экспортного фьючерса на российскую нефть с 2015 года. В планах Минэнерго до 2018 года фигурирует продвижение нефти ВСТО в качестве бенчмарка на рынок стран АТР, что помогло бы этому сорту нефти торговаться с премией $3–5 к баррелю нефти. Однако для того, чтобы стать бенчмарком, объем свободных торгов нефтью одного сорта должен составлять не менее 30 млн тонн в год. Если же из текущих 24,4 млн т в год со свободного рынка забрать еще 5 млн т в пользу поставок по межправсоглашениям с Китаем, это может отодвинуть возможность становления малосернистой нефти ВСТО маркерным сортом как минимум на ближайшие три года.