Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Тюльпаны вместо роз: как россияне сэкономили на 23 февраля и 8 марта
Лента новостей 17:21 МСК
Киев оспорил в английском суде иск России на $3 млрд Экономика, 16:46 Новак допустил прокладку через Турцию нового газопровода в Южную Европу Бизнес, 16:34 В Минске заявили о проработке визитов Лукашенко в ряд стран Запада Политика, 16:31 Экономика США показала лучшее начало года за трехлетний период Экономика, 16:23 «Новая реальность»: о чем Герман Греф рассказал акционерам Сбербанка Финансы, 16:18 Правопреемники убитой в Гюмри семьи потребовали от России €450 тыс. Политика, 16:09 В Петербурге избивший священника полицейский получил условный срок Общество, 16:03 Рогозин уточнил позицию о невозможности догнать США в космической отрасли Политика, 15:57 Microsoft и Facebook проложат интернет-кабель через Атлантику Экономика, 15:49 Турция столкнулась с крупнейшим с 1999 года оттоком туристов Бизнес, 15:44 В Одинцово упавшая с крыши дома труба убила прохожего Общество, 15:33 С карточек СНИЛС уберут упоминание о смене пола Общество, 15:32 Набиуллина объяснила политику ЦБ в ролике на YouTube Экономика, 15:21 «СТС Медиа» назначила нового гендиректора Технологии и медиа, 15:02 Москва заподозрила США в применении запрещенных ракет при испытаниях ПРО Политика, 14:56 Сердце в смартфоне: как создать бизнес на кардиограммах, снятых на iPhone Бизнес, 14:53 Головокружение от успехов: чем обернулось импортозамещение Сергей Алексашенко старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон, США) Мнение, 14:52 Минэнерго предупредило о рисках появления дешевого сорта российской нефти Бизнес, 14:38 За год в России сократилось число одобряющих курс развития страны Политика, 14:23 МИД Германии предложил постепенную отмену санкций против России Политика, 14:21 Сбербанк предупредил об активности мошенников при скупке его ценных бумаг Бизнес, 14:13 АвтоВАЗ возобновил продажи автомобилей Lada в Ливане Бизнес, 14:00 В Кремле прокомментировали запрет на въезд Горбачева на Украину Политика, 13:57 Рогозин заявил о неспособности России догнать США в космической отрасли Общество, 13:54 Медведев поручил готовиться к продлению антисанкций до конца 2017 года Экономика, 13:43 Только Трамп: как партийные съезды в США перестали приносить сюрпризы Сергей Костяев доцент Финансового университета при правительстве РФ Мнение, 13:41 В Башкирии неизвестный открыл стрельбу на горно-обогатительном комбинате Общество, 13:38
13 мар, 21:59
Екатерина Бурлакова, Алена Сухаревская
Российские интернет-магазины зафиксировали к 8 марта рост продаж до 400%
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Кризис не заставил россиян отказаться от подарков на 23 февраля и 8 Марта, но развил в покупателях скромность: вместо традиционных роз — бюджетные тюльпаны, а вместо импортных брендов — трусы и колготки российских марок

Тюльпан вместо розы

Накануне женского дня больше всего ожидаемо выросли продажи цветов: по данным исследования компании «Яндекс.Деньги», учитывающего продажи в 75 тыс. российских интернет-магазинах, суточный рост числа заказов в период 1–3 марта достигал 400% по сравнению с 26–29 февраля (см. график).

Однако было заметно, что российские мужчины стали экономить на цветах, рассказывает владелец компании MegaFlowers (объединяет интернет-сервис доставки и сеть розничных магазинов) Сергей Семенов. По его словам, средний чек на покупку букета к 8 Марта в его сети в этом году не изменился по сравнению с прошлым годом и составил около 1 тыс. руб. «Цветы за год подорожали примерно на 20–25%, соответственно, букет на эту разницу стал скромнее, — рассуждает Семенов. — Спрос стал смещаться в сторону тюльпанов, хотя раньше розы были самыми популярными цветами к 8 Марта. Если раньше можно было купить 11 роз за 1,1 тыс. руб., то сейчас цена такого букета выросла до 1,5–1,7 тыс. руб. А за ту же 1,1 тыс. руб. сейчас можно купить 25 тюльпанов, что гораздо интереснее для покупателя».

Экономию на букетах отмечает и сотрудник «Флорист.ру» Талия Ахметова: «Если рассматривать количество заказанных и купленных композиций и букетов, то виден явный прирост [по сравнению с прошлым годом], однако мы видим, что ощутимо упал средний чек: букетов россияне покупают больше, но букеты эти стали дешевле и проще».​ Продажи в розничных магазинах остались примерно на уровне 2015 года, а продажи через интернет увеличились чуть более чем на 20%, поскольку потребители с каждым годом активнее пользуются онлайн-сервисами, рассказывает Ахметова.

Сотрудник Flower-shop.ru говорит, что его компания даже столкнулась в 2016 году с незначительным снижением продаж по сравнению с прошлым годом. При этом, как и у компании «Флорист.ру», средний чек уменьшился, а количество выполненных доставок увеличилось: было заметно, что многие клиенты выбирают более бюджетные варианты, чем раньше, говорит собеседник РБК. Топ-менеджер крупного российского производителя цветов рассказал, что многие торговцы цветами в преддверии праздников переоценили грядущие продажи и в результате не смогли сбыть выкупленные объемы.

Халат вместо платья

В прошлом году РБК тоже опрашивал ретейлеров о динамике продаж в праздничные дни: тогда посещаемость торговых центров перед 8 Марта снизилась на 10,4% (к предыдущему году). Это было связано с резким скачком цен в конце 2014 — начале 2015 года из-за девальвации рубля. Сейчас все опрошенные РБК продавцы восьмимартовских товаров отмечают заметное оживление по сравнению с прошлым годом.

​Так, выросли продажи нижнего белья, одного из наиболее популярных подарков к 8 Марта. Вице-президент компании «Розтех» (объединяет сети по продаже нижнего белья «Дикая орхидея», «Бюстье» и «Дефиле») Татьяна Львова отмечает, что в 2016 году темп прироста продаж в натуральном выражении в предпраздничные дни с 5 по 8 марта по всем брендам компании по отношению к периоду 27 февраля — 1 марта был заметно выше, чем в 2015 году. К примеру, рост продаж марки «Бюстье» в этот период составил 127%, тогда как годом ранее продажи выросли только на 71%, марки «Дефиле» — на 123% против 64%. Однако «клиент в 2016 году переориентировался на импортозамещение», добавляет Львова: он все чаще выбирает производимые в России частные марки белья, которые дешевле, чем импортные. С начала года премиальный сегмент в выручке сети «Дикая орхидея» сократился на 10 п.п. в пользу частных марок.

Улучшение ситуации весной 2016 года по отношению к весне 2015-го отмечает и финансовый директор сети по продаже нижнего белья «Милабель» Алексей Прагер: «Покупок стало заметно больше, видимо, накопился отложенный спрос, население адаптировалось к новым ценам, возможно, к нам перешли покупатели из более дорогих сегментов», — рассуждает он. Покупатели стали тщательнее выбирать товар, обращая внимание на соотношение цены и качества, отмечает Прагер, в результате спрос на одни марки упал до минимума, а на другие, наоборот, вырос. В «Милабели» перед праздниками заметно выросли продажи домашней одежды и недорогих колготок, трусов и проч.

Оживление наблюдалось и у одного из крупнейших российских обувных ретейлеров «Обувь России» (сети Westfalika, «Пешеход» и другие). По словам заместителя директора по связям с общественностью Натальи Паули, весной 2015 года было падение продаж в натуральном выражении — на 18–20% относительно аналогичного периода годом ранее, хотя в рублях был прирост за счет увеличения цен. Перед 8 Марта в этом году продажи обуви в натуральном выражении выросли на 18%, сумок — на 23%. Особенно сильный рост был отмечен в продажах сопутствующих товаров — до 55% на текстильную продукцию (полотенца, постельное белье, одежда для дома) и до 30% на средства по уходу за телом.

Крупная ювелирная сеть «Адамас» сообщила в релизе, что праздничные продажи и в деньгах, и в штуках остались примерно на уровне 2015 года.

Отбивная вместо рибая

Люди хоть и экономят, но от посещения ресторанов в праздники стараются не отказываться, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: «Завтра хоть потоп, но сегодня надо отпраздновать». Но отпраздновать желательно подешевле.

«В праздники и предпраздничные дни у нас всегда аншлаг, и в этом году мы наблюдали ту же картину, — комментирует управляющий партнер Torro Grill Кирилл Мартыненко. — Несмотря на кризис, люди стараются хотя бы в праздники позволить себе поход в ресторан, но при этом экономят». Средний чек в февральские и мартовские праздничные дни относительно прошлого года снизился примерно на 10%, при том что цены в ресторанах Torro Grill за год поднялись где-то на 6%.

В этом году в февральские и мартовские праздники посещаемость сети семейных кафе «Андерсон» была такой же, как в прошлом, но это, скорее, негативная тенденция, поскольку раньше был ежегодный прирост примерно на 8–10%, говорит владелец сети Анастасия Татулова. «Средний чек при этом снизился где-то на 15%, — рассказывает она. — Это вполне объяснимо: люди в кризис экономят и начинают внимательнее смотреть на цены».

На женщин тратят больше

К 8 Марта россияне покупают больше подарков, чем к 23 февраля: перед Международным женским днем количество онлайн-заказов выросло в два раза, а перед Днем защитника Отечества — только в полтора, отмечается в исследовании «Яндекс.Деньги». По словам директора по маркетингу ТРЦ «Афимолл Сити» Евы Снеговской, перед 23 февраля покупательский поток в центре вырос на 15%, перед 8 Марта — на 18% по сравнению со средними недельными показателями.

О том, что на мужчин тратят меньше, свидетельствуют и данные компании «Связной», одного из крупнейших в России цифровых ретейлеров: так, перед 23 февраля были наиболее популярны сравнительно недорогие товары — колонки, Bluetooth-гарнитуры, а перед 8 Марта — смартфоны, планшеты и smart-часы. Дневной оборот в преддверии 8 Марта вырос примерно на 30% по сравнению со средним показателем марта, а 23 февраля — только на 10% по сравнению со средним значением февраля, рассказал представитель «Связного».

У онлайн-магазина «220 Вольт», специализирующегося на продаже электротоваров, товаров для дома и строительных материалов, в период с 16 по 23 февраля рост продаж в натуральном выражении составил по сравнению с тем же периодом 2015 года 15%, средний чек при этом вырос незначительно — на 4%, рассказала представитель онлайн-ретейлера Мария Комендантова. В то же время, отмечает она, перед женским днем, с 1 по 8 марта, число покупок выросло на 19%, а средний чек вырос на 44%. Частично такое увеличение среднего чека связано с тем, что за прошедший год компания расширила ассортимент товаров для дома, которые часто дарят женщинам.

При участии Анны Дерябиной, Анны Левинской 

Другие материалы по теме
Россияне в кризис перешли с шоколада на пряники и печенье
Каникулы на диване: как россияне тратили деньги в новогодние праздники
Что помогает населению выжить в кризис
Россияне в кризис перешли с твердого сыра на плавленый