Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:08 МСК
Борьба амбиций: как за 30 лет Китай догнал и перегнал Россию Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 14:50 «Атомфлот» назвал дату спуска на воду крупнейшего атомного ледокола Общество, 14:44 Шойгу ответил на призывы Британии «не совать медведю лапы» в Ливию Политика, 14:37 ЕСПЧ присудил компенсацию критиковавшей орловского губернатора газете Политика, 14:28 Шойгу назвал развитие ядерных сил России «безусловным приоритетом» Политика, 14:21 Застреливший раненого палестинца израильтянин получил 1,5 года тюрьмы Политика, 14:17 Власти разрешили на марше памяти возложить цветы у места гибели Немцова Политика, 14:11 Суд нашел нарушения при оформлении гражданства России Демьяну Кудрявцеву Бизнес, 14:09 Гудков решил потратить на выборы мэра Москвы не меньше Навального Политика, 14:07 Лавров прокомментировал «блокирование» Украиной заявления ООН о Чуркине Политика, 14:05 «Мираторг» увеличил выручку на 25% по итогам 2016 года Бизнес, 13:44 В Москве загорелась купеческая городская усадьба Сушкиных Общество, 13:42 Врачи не смогли определить причину смерти брата Ким Чен Ына Политика, 13:41 Путин переназначил Жвачкина главой Томской области Политика, 13:39 Аксенов нашел замену на место арестованного вице-премьера Крыма Политика, 13:38 Uber наняла экс-генпрокурора США для расследования дела о домогательствах Общество, 13:29 Ле Пен отказалась покрыть голову для встречи с муфтием в Ливане Политика, 13:25 Кремль ответил на сообщения об обсуждении ограничений расчетов наличными Финансы, 13:20 Кремль назвал преждевременными заявления о новом сроке Путина Политика, 13:20 Кремль назвал «неуместными» рассуждения о признании Россией ДНР и ЛНР Политика, 13:18 ООН назвала процесс над сыном Каддафи нарушающим международные нормы Политика, 13:10 ФАС начала проверку в офисах LG и Philips по жалобам на ценовой сговор Бизнес, 13:06 В Москве к зданию МИД в память о Чуркине начали приносить цветы и свечи Политика, 13:03 Кремль прокомментировал «блокирование» Киевом заявления СБ ООН по Чуркину Политика, 13:00 Минюст предложил разрешить заключенным смотреть больше фильмов Общество, 12:59 В Крыму задержали 20 крымскотатарских активистов Общество, 12:58 Курс евро на завтра  12:56 EUR ЦБ 61.209 -0.4897 Курс доллара на завтра  12:56 USD ЦБ 57.859 -0.2377
11 янв 2016, 14:26
Анна Левинская
«Магнит» в 2015 году показал самый низкий рост выручки за десять лет
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
В понедельник первым из публичных ретейлеров раскрыл операционные результаты за 2015 год крупнейший ретейлер России «Магнит». Компания показала самый низкий рост выручки за последние десять лет

​Выручка «Магнита» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,3%, до 947,8 млрд руб., сообщила компания операционные результаты в понедельник. Это самый низкий показатель прироста выручки компании за все последние десять лет, когда ретейлер публично раскрывает свои показатели (см. график). Даже в кризис 2008–2009 годов компания показывала лучшие результаты. Так, в 2009 году ретейлер нарастил выручку на 28,1%, до 169,6 млрд руб.

Крупнейший ретейлер России, «Магнит» в 2015 году также не дотянул до собственного прогноза роста продаж в 26–28%. Основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий ранее прогнозировал, что результат будет ближе к нижней границе диапазона «плюс-минус полпроцента» (то есть примерно 25,5–26,5%). Причем это был уже скорректированный в меньшую сторону прогноз — до июля 2015 года ретейлер рассчитывал по году прирасти на 28–32%.

Как у других

Другие публичные ретейлеры еще не отчитывались за 2015 год. По прогнозам «ВТБ Капитала», второй по выручке ретейлер России Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») должен был показать прирост выручки на 28%, «О'кей» — на 5%. По прогнозам самих компаний, выручка ГК «Дикси» в 2015 году должна была вырасти на 16–20%, у «Ленты» — на 29–33%.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что замедление темпов роста выручки «Магнита» было ожидаемо, а с учетом того, что компания — крупнейший игрок на рынке, его результаты — это отражение ситуации в стране с точки зрения потребления: «Макроэкономическая ситуация не улучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым годом, потребление сокращается в физических объемах, — поясняет аналитик. — Типичный потребитель «Магнита» — это житель некрупного регионального города, где население наиболее чувствительно к экономической ситуации и уровень потребления людей в большей степени зависит от текущего дохода».

Из-за изменения курсов валют выручка «Магнита» в долларах по итогам 2015 года просела на 21,7%, до $15,5 млрд. При этом число покупателей увеличилось на 14,7%, до 3,4 млн человек. Сопоставимые продажи (в магазинах, работающих больше года) ретейлера в 2015-м увеличились на 6,2%.

Темпы роста выручки «Магнита» снижались постепенно с начала 2015 года: в первом квартале по отношению к аналогичному периоду 2014 года выручка выросла на 33,4%, во втором — уже на 27,6%, а в третьем — на 21,5%, до 234,9 млрд руб. В четвертом квартале выручка выросла лишь на 17,6%, следует из отчетности.

Рост продаж ретейлера в конце 2015-го замедлился вслед за снижением трафика в сопоставимых магазинах. В четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2014 года оно составило 2,09%, а по итогам всего 2015 года — 0,96%. «В конце 2014 года ситуация была совершенно иной, — вспоминает Наталья Колупаева. — Продовольственные санкции в отношении импорта, резкое ослабление курса рубля, высокие инфляционные ожидания приводили к тому, что люди совершали ажиотажные покупки, что особенно ярко наблюдалось в непродовольственных категориях, сейчас же население очень избирательно в своих потребительских расходах».

Так, в третьем квартале 2015 года доля расходов на еду в ежедневных тратах среднего россиянина выросла по сравнению с апрелем—июнем на 40 б.п., до 60,9%, сообщали аналитики Sberbank CIB в исследовании «Потребительский индекс Иванова», отражающем паттерны потребительского поведения и настроения россиян среднего класса. Поняв, что на обычный набор продуктов они тратят все больше и больше, потребители начали сокращать свои расходы даже в самом необходимом — в питании. Россияне стали не просто внимательнее смотреть на ценники на полках, но и тратить больше времени на сами покупки: некоторые из них курсируют между магазинами крупнейших сетей в поисках лучших цен и промоакций, указывали аналитики Sberbank CIB.

Несмотря на замедление трафика в сопоставимых магазинах в течение 2015 года, «Магнит» существенно нарастил темпы экспансии. В 2015 году прирост составил 2378 против 1618 магазинов в 2014 году. По итогам года сеть «Магнита» объединяла 12 089 магазинов: 9594 «у дома», 219 гипермаркетов, 155 магазинов «Магнит Семейный» и 2121 дрогери «Магнит Косметик».

К 13:00 мск понедельника бумаги ретейлера на торгах на Московской бирже просели на 5,2%. Капитализация компании составила 1 трлн руб.