Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 21:09 МСК
Дом из коробки: как заработать на каркасном строительстве Свое дело, 20:42 Комитет Рады по обороне предложил исключить Савченко из своего состава Политика, 20:34 Лучшего бомбардира чемпионата Англии оштрафовали за несуществующую травму Спорт, 20:22 Лидеры «Единой России» сохранят свои посты на ближайшем съезде Политика, 20:20 Кандидат на место постпреда США в ООН заявила о недоверии к России Политика, 20:17 Москвичи стали проводить в интернете больше времени в 2016 году Технологии и медиа, 19:58 В связи с покушением на водителя Lexus в центре Москвы возбудили дело Общество, 19:57 Греф назвал снятие санкций вопросом доверия между Путиным и Трампом Политика, 19:45 В Кремле прокомментировали информацию о мигалках на машине Сечина Политика, 19:25 Правительство решило не тратить доходы от подорожавшей нефти Экономика, 19:24 В центре Москвы неизвестный расстрелял водителя Lexus Общество, 19:23 Главы ДНР и ЛНР заявили о необходимости интеграции с Россией Политика, 19:09 Самолет Lufthansa выкатился за пределы ВПП в аэропорту Парижа Общество, 19:01 Кадыров заявил о задержании имитировавших его голос телефонных мошенников Общество, 18:55 При стрельбе в американском колледже в Мексике пострадали три человека Общество, 18:51 VimpelCom опроверг данные об обмене акций своей дочки на бумаги Telenor Бизнес, 18:46 Власти отказались согласовать митинг против передачи Исаакиевского собора Общество, 18:45 Савченко ответила на обвинения в госизмене со стороны депутата Рады Политика, 18:20 Россия осудила введение санкций США против президента Республики Сербской Политика, 18:18 Эксперты «Валдая» оценили шансы на сделку Трампа с Россией Политика, 18:10 С московской семьей расторгли договор опеки после изъятия десяти детей Общество, 18:09 Включи и сохрани: как технологии накопления энергии изменят мир Данила Шапошников, Александр Батраков Мнение, 17:55 Антон Алиханов — РБК: «Не планировал стать губернатором, так получилось» Политика, 17:55 Россия потратит 27,5 млн руб. на борьбу за скифское золото Общество, 17:50 Суд прекратил дело против обвиняемого по «закону Яровой» йога Общество, 17:47 В Госдуме предложили ввести возрастной порог для главврачей и их замов Общество, 17:44 Генштаб предупредил о подготовке исламистами подрыва памятников Пальмиры Политика, 17:41 Центр при Минздраве предложил ограничить рекламу колбасы Общество, 17:37
11 янв 2016, 14:26
Анна Левинская
«Магнит» в 2015 году показал самый низкий рост выручки за десять лет
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
В понедельник первым из публичных ретейлеров раскрыл операционные результаты за 2015 год крупнейший ретейлер России «Магнит». Компания показала самый низкий рост выручки за последние десять лет

​Выручка «Магнита» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,3%, до 947,8 млрд руб., сообщила компания операционные результаты в понедельник. Это самый низкий показатель прироста выручки компании за все последние десять лет, когда ретейлер публично раскрывает свои показатели (см. график). Даже в кризис 2008–2009 годов компания показывала лучшие результаты. Так, в 2009 году ретейлер нарастил выручку на 28,1%, до 169,6 млрд руб.

Крупнейший ретейлер России, «Магнит» в 2015 году также не дотянул до собственного прогноза роста продаж в 26–28%. Основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий ранее прогнозировал, что результат будет ближе к нижней границе диапазона «плюс-минус полпроцента» (то есть примерно 25,5–26,5%). Причем это был уже скорректированный в меньшую сторону прогноз — до июля 2015 года ретейлер рассчитывал по году прирасти на 28–32%.

Как у других

Другие публичные ретейлеры еще не отчитывались за 2015 год. По прогнозам «ВТБ Капитала», второй по выручке ретейлер России Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») должен был показать прирост выручки на 28%, «О'кей» — на 5%. По прогнозам самих компаний, выручка ГК «Дикси» в 2015 году должна была вырасти на 16–20%, у «Ленты» — на 29–33%.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что замедление темпов роста выручки «Магнита» было ожидаемо, а с учетом того, что компания — крупнейший игрок на рынке, его результаты — это отражение ситуации в стране с точки зрения потребления: «Макроэкономическая ситуация не улучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым годом, потребление сокращается в физических объемах, — поясняет аналитик. — Типичный потребитель «Магнита» — это житель некрупного регионального города, где население наиболее чувствительно к экономической ситуации и уровень потребления людей в большей степени зависит от текущего дохода».

Из-за изменения курсов валют выручка «Магнита» в долларах по итогам 2015 года просела на 21,7%, до $15,5 млрд. При этом число покупателей увеличилось на 14,7%, до 3,4 млн человек. Сопоставимые продажи (в магазинах, работающих больше года) ретейлера в 2015-м увеличились на 6,2%.

Темпы роста выручки «Магнита» снижались постепенно с начала 2015 года: в первом квартале по отношению к аналогичному периоду 2014 года выручка выросла на 33,4%, во втором — уже на 27,6%, а в третьем — на 21,5%, до 234,9 млрд руб. В четвертом квартале выручка выросла лишь на 17,6%, следует из отчетности.

Рост продаж ретейлера в конце 2015-го замедлился вслед за снижением трафика в сопоставимых магазинах. В четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2014 года оно составило 2,09%, а по итогам всего 2015 года — 0,96%. «В конце 2014 года ситуация была совершенно иной, — вспоминает Наталья Колупаева. — Продовольственные санкции в отношении импорта, резкое ослабление курса рубля, высокие инфляционные ожидания приводили к тому, что люди совершали ажиотажные покупки, что особенно ярко наблюдалось в непродовольственных категориях, сейчас же население очень избирательно в своих потребительских расходах».

Так, в третьем квартале 2015 года доля расходов на еду в ежедневных тратах среднего россиянина выросла по сравнению с апрелем—июнем на 40 б.п., до 60,9%, сообщали аналитики Sberbank CIB в исследовании «Потребительский индекс Иванова», отражающем паттерны потребительского поведения и настроения россиян среднего класса. Поняв, что на обычный набор продуктов они тратят все больше и больше, потребители начали сокращать свои расходы даже в самом необходимом — в питании. Россияне стали не просто внимательнее смотреть на ценники на полках, но и тратить больше времени на сами покупки: некоторые из них курсируют между магазинами крупнейших сетей в поисках лучших цен и промоакций, указывали аналитики Sberbank CIB.

Несмотря на замедление трафика в сопоставимых магазинах в течение 2015 года, «Магнит» существенно нарастил темпы экспансии. В 2015 году прирост составил 2378 против 1618 магазинов в 2014 году. По итогам года сеть «Магнита» объединяла 12 089 магазинов: 9594 «у дома», 219 гипермаркетов, 155 магазинов «Магнит Семейный» и 2121 дрогери «Магнит Косметик».

К 13:00 мск понедельника бумаги ретейлера на торгах на Московской бирже просели на 5,2%. Капитализация компании составила 1 трлн руб.