Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Эхо казанской катастрофы: почему у МАКа возникли претензии к Boeing 737

В Росавиации проходит совещание, на котором будет решено, запрещать ли эксплуатацию Boeing 737 в России. Инициаторы запрета объясняют его авиакатастрофой в Казани в 2013 году. РБК вспомнил обстоятельства этой аварии
Обломки самолета Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», разбившегося при посадке в международном аэропорту Казань, 2013 год
Обломки самолета Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», разбившегося при посадке в международном аэропорту Казань, 2013 год (Фото: «РИА Новости»)

​​В пятницу утром Межгосударственный авиационный комитет объяснил, с чем связан отзыв российских сертификатов самолетов Boeing 737. В сообщении МАКа говорится, что вопрос о безопасности модели связан с катастрофой Boeing 737 в Казани в ноябре 2013 года. Вероятной причиной происшествия был отказ системы управления рулем высоты, утверждают в МАКе. Сам комитет и Росавиация ставили перед Федеральной авиационной администрацией (FAA) США вопрос о необходимости доработки самолета. Но ни американский регулятор, ни Boeing не отреагировали на результаты расследования, сказал РБК источник, близкий к российским авиационным вла​​стям.

РБК вспомнил, как комиссия по расследованию казанской катастрофы проверяла версию о технической неисправности Boeing 737 и к каким выводам она пришла.

Руль под подозрением

Катастрофа самолета Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» произошла в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года. Тогда погибли 50 человек — 44 пассажира, в том числе двое детей, и шесть членов экипажа. Среди погибших был сын президента Татарстана Ирек Минниханов. Самолет летел из Домодедово и во время посадки при заходе на второй круг неожиданно рухнул.

Первоначально комиссия по расследованию рассматривала три версии аварии — неисправность техники, ошибка в пилотировании и неблагоприятные погодные условия. В МАКе с самого начала считали, что самолет был исправен, однако решили проверить всю технику, в том числе рулевое управление. Это объяснялось тем, что в 1990-х годах в США случилось несколько катастроф с самолетами Boeing 737 из-за отказа рулевой системы. Тогда специалисты долго не могли понять причину, но потом установили, что заедал серво-клапан, контролирующий руль, когда на охлажденную в полете рулевую систему попадала горячая гидравлическая жидкость. Недостаток устранили, но не было информации, проводился ли такой ремонт на разбившемся в Казани Boeing 737 1990 года выпуска.

Эксперты МАКа провели трехмерную томографию гидроприводов левой и правой половин ​​руля высоты, полностью разобрали и оценили состояния этих гидроприводов, а их распределительные устройства испытали на специальном стенде. Кроме того, некоторые элементы гидроприводов разрезали «для оценки состояния внутренних поверхностей», а также провели математическое моделирование «движения самолета и работы системы управления рулем высоты по записям средств объективного контроля». Но анализ показал, что на сохранившихся деталях, узлах и агрегатах планера, двигателей и систем, включая систему управления рулем высоты, отсутствуют признаки отказа авиационной техники в аварийном полете, говорилось в заключении МАКа, опубликованном почти через год после трагедии — в сентябре 2014 года.

Проблема с рулем высоты рассматривалась комиссией по расследованию катастрофы в Казани, рассказал РБК участник расследования. Но она была отвергнута из-за недостаточного количества доказательств. Неисправность Boeing, о которой говорят в МАКе, касается гидроусилителя, управляющего рулем высоты. По мнению экспертов, на этих моделях Boeing есть угроза, что его заклинит. «А если гидроусилитель в каком-то положении заклинило, то вывести самолет невозможно, сколько его не тяни, — говорит участник расследования. — Но в Казани гидроусилитель находился в правильном положении».

Другие версии

Следователи Следственного комитета выдвинули в 2013 году версию, что причиной катастрофы в Казани могла стать неопытность экипажа. Проверялась информация о том, что командир экипажа разбившегося самолета Рустем Салихов и второй пилот Виктор Гуцул могли получить фиктивные свидетельства об окончании авиационных курсов, а на их основании оформить в Росавиации сертификаты пилотов коммерческой авиации. Оба пилота работали в авиации более 20 лет, но большей частью этот опыт был получен не в качестве летчиков: Салихов был профессиональным штурманом, а Гуцул — бортинженером. Однако в авиакомпании «Татарстан» подчеркивали, что оба пилота проходили переподготовку в рамках федеральной целевой программы и Росавиация ежегодно продлевала им летные свидетельства, подтверждая их профпригодность.

В МАКе также заявляли, что к катастрофе привели действия малоопытного экипажа. Не сумев вечером 17 ноября посадить машину с первой попытки, он начал уводить ее на второй круг и, отключив автопилот, допустил срыв самолета в пике. Основной версией, по мнению комиссии, подтвердил собеседник РБК, участвовавший в расследовании этой катастрофы, была ошибка в пилотировании. В расследовании участвовали представители Boeing, а также пилоты-испытатели. Ошибку экипаж допустил буквально с момента взлета: они отклонились от посадочного луча курса примерно на 5 км. Данные, которые проецировались на индикаторах в кабине пилотов и которыми пользовался экипаж, были неверными. Они заметили эту ошибку при первом заходе на посадку.

«Ситуация не стандартная, но не аварийная», — вспоминает участник расследования. Первые действия пилотов были правильными: они завернули влево, начали энергично снижаться. Но изменения курса оказалось недостаточным, они находились все равно выше курса глиссады (наклонная, по которой происходит снижение на посадку). Автопилот у самолета к тому моменту уже отключился. Пилоты решили опять повторить посадку, что снова было правильным решением, но нос самолета задрался до критичных для машины значений. В переломный момент Boeing потерял скорость: пилоты считали, что поднимаются вверх, а на самом деле летели к земле. «Сопутствующим фактором было то, что самолет был очень легкий: топлива уже было мало. Это было непривычно для них», — говорит участник расследования. Сыграла роль и плохая погода при посадке: из-за низкой облачности пилоты не видели, что летят вниз и не смогли сориентироваться, да и времени на высоте около километра, чтобы поднять самолет, уже не было. Отдельно комиссия указала, что на Boeing не стояло GPS-update — системы, уточняющей положение самолета. «То, что Boeing был достаточно возрастной, это не страшно. Но авиакомпания взяла его без системы GPS-update. Доукомплектовывать его такой системой дорого — более $100 тыс. Как правило, никто из авиакомпаний не меняет конфигурацию самолетов», — говорит участник расследования катастрофы в Казани.

Необычным обстоятельством в ​расследовании аварии стал долгий поиск речевого самописца. Сначала следовали з​аявили о том, что не могут обнаружить его, но через два дня поисков нашли и приступили к расшифровке записей разговоров в кабине пилотов. Они позволяли проверить предположение о том, что в момент аварии в кабине пилотов находился Ирек Минниханов. Утверждение о том, что сын президента Республики Татарстан находился в кабине пилотов в момент крушения Boeing 737-500, в Казани содержится в публикации на сайте газеты «Московский комсомолец». Издание ссылалось на данные речевых самописцев. Однако по итогам расследования записи так и не были обнародованы. В МАКе их содержание не комментировали.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
США выведут часть воинского контингента из Чада Политика, 02:32
США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд Политика, 02:28
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» Спорт, 02:10
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 02:09
По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам Политика, 01:45
Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП Бизнес, 01:36
Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 Политика, 01:17
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС Политика, 01:16
Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи Политика, 00:56
В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым Политика, 00:44
Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех Политика, 00:29
Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине Политика, 00:10
Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета Экономика, 00:06
Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев Финансы, 00:00